Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


По тексту паустовского составьте схему значение леса

Краткое описание ресурса: Здесь вы познакомитесь с разработкой 6-ти практических занятий по работе с текстом. Даны опорные схемы, тестовые задания, контрольные работы. Это готовый материал для проведения уроков учителю. MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5. MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-unhide:no; border:solid windowtext 1. Признаки текста Тема высказывания : «Осенний лес» 1. Наблюдаем Слово - Словосочетание — Предложение — Текст -Чем отличаются эти языковые единицы? Чем они отличаются одна от другой? Есть ли среди них тексты? Как вы можете это доказать? Золотая осень, шорох листьев, разноцветье деревьев, листья разных цветов. Осень, листья, дерево, цвет. Облетевший тополь серебрист и светел. Осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал дорогу. Листва ложилась на дорожку бледно — жёлтым пятном. Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух. По ночам по тексту паустовского составьте схему значение леса зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды. Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Осенние листики На голубом небе между золотыми деревьями не поймёшь, что творится: уносит ветер листья или стайками собрались мелкие птички и несутся в дальние тёплые края. Ветер - заботливый хозяин. За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остаётся ни одного знакомого листика. А вот осень пришла — и заботливый хозяин убирает свой урожай. Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. У них так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб. Чтобы выразить какую-то мысль? Достаточно ли одного предложения, чтобы рассказать о чем-то? Почему нельзя назвать текстом другие высказывания? На старой липе ещё кое — где остались разноцветные листья. Сквозь облако солнце пробивает себе путь. Уже золотыми стали березы, а дуб всё ещё зелён. Замечал ли ты, что упрямый дуб позже других деревьев поддаётся осени? Уже давно покраснели листья осины. Вчера подул ранний ветер. Кружатся в воздухе разноцветные осенние листья. На дорожке лежат красные листья осинки, шуршат под ногами бурые листья ольхи. Два листика прилипли к моим сапогам. Озаглавьте его и запишите. Докажите, что это именно текст. Красив, наряден лес в дни ранней осени. Костры горят … Словно груды малахита, по тексту паустовского составьте схему значение леса молодые … Весёлым многоцветьем радуют … Шелестят под ногами опавшие листья. Работаем самостоятельно а Решаем тест А В мертвой тишине леса слышится шуршание падающих листьев. Б Вот золотисто- красный лист дрогнул, полетел по воздуху. В Идешь по разноцветному ковру из листьев и любуешься золотистой осенью. Г Они сами ложатся ковром между деревьев. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст: 1. Укажите ошибку в характеристике предложения : предложение Б: повествовательное, сложное. А: простое, с однородными членами. Какие из средств выразительности использованы в тексте? Определите, в каком значении используется слово дрогнуть в предложении Б? Из предложения А выпишите слова, употреблённые в переносном значении 6. Какое предложение связано с предыдущим с помощью местоимения? Какая тема НЕ затронута в этом тексте? В лесу ни звука. Постепенно пролезло дальше сквозь тучи … и вот показалось целиком — сказочно-огромной выспевшей брусничной ягодой. Но причудливые тучи и облака заволновались, заходили, надвинулись на солнце и, поймав его в мешок, завязали над ним лохматый узел. Прошло время — и мешок стал разлезаться, наконец, лопнул: солнце всё-таки нашло в нём дыру и потом долго ещё смотрело в неё, пока не скрылось в озере. Веенцев - Докажите, что эта миниатюра — текст. Обладает ли приведённый пример признаками смысловой цельности и связности? Русская история в прошлом - это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Является ли данный отрывок текстом? Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память - это преодоление времени, преодоление смерти. Обладает ли приведённый пример признаками смысловой цельности и связности? Сосна поднимала свою крону из года в год по тексту паустовского составьте схему значение леса выше и выше, роняя на землю отживающие хвоинки. Является ли данный отрывок текстом? Гнались они друг за другом, ёлка и дуб, вверх к свету, кто кого перегонит. Не по радости, или жадности, или вольности, или гордости затеяли они этот гон, а по смертной нужде: кто раньше высунется в светлое окошко, тот по тексту паустовского составьте схему значение леса и закроет его и сойдётся вершиной кроны с другими деревьями как победитель. И все, кто останутся над пологом в полусвете, те и останутся чахнуть на всю жизнь свою. Вот почему они и гнались и тянулись вверх, ёлка и дуб, изо всех сил. Тема и основная мысль текста Текст - от лат. У текста есть автор тот, кто его создал Основные признаки текста: - заглавие или возможность его ; - тематическое единство ; - композиционное единство частей; - наличие грамматической связи между частями цепная, параллельная ; - смысловая цельность связность всех частей по по тексту паустовского составьте схему значение леса ; - относительная законченность; - стилистическое по тексту паустовского составьте схему значение леса подчинение одному стилю речи · Связный текст членится на по тексту паустовского составьте схему значение леса. Абзац — часть текста мелкий отрезок речив котором выражается относительно законченное высказывание. Абзац служит для выделения по тексту паустовского составьте схему значение леса микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. · Тема текста — это то, о чём говорится в тексте. Эта мысль - отношение автора к предмету речи к изображаемомупо тексту паустовского составьте схему значение леса оценка и понимание им предмета речи оценка изображаемого. То есть идея текста — это то, что хотел сказать автор этим текстом. Требования к языку текста: - правильность соответствие нормам литературного языка- точность соответствие слова предмету речи- последовательность, логичность, непротиворечивость композиция высказывания - соответствие определённому стилю стиль соответствует функции высказывания. Пришвина «Осенние листики» - пример текста. У текста есть заглавие В нашем примере - «Осенние листики». Если в каком-либо тексте его нет, то оно все равно возможно. В заглавии прямо или косвенно находит отражение его тема или основная мысль, иногда то и другое вместе. Тема нашей миниатюры - «Осенние листики» Листья осенью ; основная мысль - интересно наблюдать за листьями осенью. В тексте всегда есть начало Начало текста «Осенние листики» - 1-е предложение, в нем говорится, что не понять того, что происходит: «уносит ветер листы» или же это «стайки птичек» улетают. Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому текст обычно делится на части - композиционное единство композиция-построение В нашем тексте - «Осенние листики»: Начало- первое предложение; Основная часть - 2-й и 3-й абзацы что делает ветер летом и осенью с листьями. Заключение - последнее предложение последний абзацоно же - конец текста листья прощаются навек. Все части текста связаны между собой по смыслу все они по тексту паустовского составьте схему значение леса одну и ту же тему и основную мысль и грамматически т. В нашем тексте предложения связаны цепным способом сцепляющие слова : «уносит ветер» - «ветер-хозяин» - «у него» - «заботливый хозяин»; «листья» - «у них». Для текста характерна относительная композиционная законченность, т. Конец текста как бы перекликается с заглавием и его началом. Это значит, что тема и основная мысль текста раскрыты и ничего не нужно ни убавлять, ни прибавлять. Итак, важнейшие признаки текста : -заглавие; -тематическое единство тема и основная мысль ; -композиционное единство деление на части: начало, основная часть, конец ; -смысловая цельность; -связность наличие грамматической связи между частями ; -относительная законченность. Всеми этими признаками обладает миниатюра Возможно, что какой-либо из признаков текста будет отсутствовать, но его можно найти, определить. Такое может быть и в большом по объему тексте, и в миниатюре особенно. Но это не дает право не называть отрывок текстом, если основные признаки явно выражены. Способы выражения темы текста …чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. Некрасов Тема высказывания : «Снег» 1. Какая группа предложений является текстом? Почему другие нельзя назвать текстом? Серебром блестят в синеве неба по тексту паустовского составьте схему значение леса берез, и ярко блестят кристаллики снега на ветвях деревьев. Я катаюсь на санках. Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Заметает пурга белый путь. Ветер резвый уснул на пути. Есенину -Сделайте вывод, что такое текст? Как по тексту паустовского составьте схему значение леса может быть выражена? Тема — это то, о чем говорится в тексте. Основные способы выражения темы текста нам известны: заглавие, начало и конец текста, ключевые слова. Каковы способы её выражения? Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны теплым светом. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний, остался забытый. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Какой порядок предложений соответствует тексту? Какие предложения помогают раскрытию темы текста? Почему мы не можем озаглавить так: «Снег», или «Снег в поле»? Что для этого необходимо по тексту паустовского составьте схему значение леса Можно ли определить тему текста? В густом сосновом бору было тихо. В этом сказочном наряде каждая ветка казалась удивительной. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. Всё было покрыто ослепительным снегом. Проанализируйте по плану: 1. Можно ли определить тему? Полностью ли соответствует содержание теме? Нет ли отступления от темы? Как бы вы посоветовали улучшить текст? В еловом лесу стояла тишина. Всё было покрыто снегом. Деревья трещали издавали стоны. Иней осыпал ветки пушистым инеем, а птицы, щебетавшие повсюду, садились на деревья и стряхивали его. Он падал издавал странный шорох, как будто кто-то просыпал на пол крупу. Мне понравился зимний лес. На белых речках черные полыньи, на черных дорогах — белые лужи. Черное озеро и белые берега. Черные пни в белых шапках. Черные галки над белым полом. По тексту паустовского составьте схему значение леса зайцы на черной земле. Белые муравейники у черных стволов. Белые кочки на черном болоте. Черный дом с белой крышей. Белый дым из черной трубы. Одно небо ровное — серое, скучное. Ни звонкого голоса, ни гулкого эха. Серо, сыро, пусто и глухо. Голубое небо, снега голубые. На снегах тени синие. Голубая даль, голубые льды. Голубые на снегу следы. А на горизонте — синяя по тексту паустовского составьте схему значение леса далёкого леса. Сладков -Определите темы текстов. Каковы способы выражения темы? Что ему помогает при этом? А как её найти? Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. Горький Тема высказывания : «Деревья» 1. Повторяем Что такое текст? Что такое тема текста? Как вы знаете, предложение — это главное средство выражения и сообщения мысли. Предложения также существуют не в отдельности, а связываются друг с другом и образуют текст. Текст — это единое целое, он имеет начало и конец. Это может быть одно предложение например, пословицагруппа предложений, даже целая книга. Мы восстановили порядок, связь между предложениями, тем самым получили текст. Тема текста — это то, о чём говорится в тексте. Как доказать, что такое тематическое единство? Рассуждаем и анализируем: Главное в тексте — идея, основная мысль. А как её найти? Писатель нам может изобразить картину весны, чтобы показать, как прекрасно пробуждение природы, а чтобы мы почувствовали красоту, он в свою картину вставит красивые слова. Он может рассказать какую-то веселую историю например, спор деревьев. Чтобы рассмешить нас, позабавить, заставить задуматься о том, что хорошо, а что плохо. Школьный учебник по биологии, например, написан для того, чтобы мы усвоили систему знаний о животном мире, а по истории — чтобы мы знали своё прошлое. Ведь в учебниках также представлены тексты. То, для чего создан текст, - это его основная мысль, идея. Горький, отражает основную мысль текста? На чем основан ваш поиск основной мысли текста? В какой по тексту паустовского составьте схему значение леса необходимо расположить предложения, чтобы получился текст? Необыкновенно красивы осенью леса. А иногда подует ветер и закружится золотая метель и обкидает их желтыми веснушками. Ярко выделяются на фоне осеннего горения берез темные ели. Определите, какие мысли НЕ являются основными в данном тексте: а На фоне берез выделяются ели. Укажите темы сочинений, которые подсказывают их основную мысль: а Мы увидели дерево. Я не люблю орешник. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст? И охранять природу — значит охранять Родину. Рыбе нужна вода, птице нужен воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. Какой вопрос отражает основную мысль текста? Анализируем текст Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них ни яблочка». Старик сказал: «Я не съем — другие съедят, мне спасибо скажут». Предмет речи — Старик сажал яблони. Все слова так или иначе связаны с предметом речи и основной мыслью. Основная мысль заключена в последнем предложении желание автора внушить читателю мысль о том, что надо уметь жить для других. Не случайно в этом маленьком тексте, состоящем из 32 слов, дважды употребляется слово «старик» и пять раз местоимения «ему, я, мне и т. Также тематически обусловлено употребление слов «сажал, зачем, долго, ждать, спасибо скажут» эти слова и словосочетания несут на себе большую смысловую нагрузку в раскрытии основной мысли текста. Повторяемые слова, последовательно проводимые через текст, «сшивают» предложения. Тематическое единство текста находит выражение в заголовке он обозначает тему, т. Заголовка здесь нет, но он возможен, т. Завершенность текста — она проявляется в том, что содержание текста соотносится с заголовком и с его концовкой. Обозначение темы нередко содержится в начальном предложении предложениях текста. «Старик сажал яблони» - здесь уже обозначен предмет высказывания. Стилевое единство текста стиль разговорный: писатель делится своим жизненным опытом, чтобы воздействовать на чувства читателей, вызвать эмоциональное восприятие. В этой связи используется по тексту паустовского составьте схему значение леса, общеупотребительные слова. Вывод: Данный текст не просто совокупность предложений, а тематически единое целое. Она обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку по тексту паустовского составьте схему значение леса. То есть идея текста — это то, что хотел автор сказать этим текстом, -это то, ради чего написан текст, -это то, к чему он призывает, чему учит. Алгоритм Как определить основную мысль текста? Нам дан текст, нужно определить его основную мысль: Рябина Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса, поют, заливаются звонкоголосые соловьи. Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод По Соколову — Микитову 1. Основная мысль иногда может быть выражена в заглавии. Рябина — нет, это тема текста, но не основная мысль. Радостное деревце — если бы, например, было такое название, то оно могло бы быть и темой, и основной мыслью текста. Итак, в заглавии я не увидела того, чтобы была выражена идея текста. Поэтому смотрю далее — 2. Основная мысль может быть выражена в одном из предложений текста четко там сформулирована. Нет, четкой формулировки нет. Поэтому смотрю далее — 3. Значит, основную мысль я должна «найти» сама и четко её сформулировать. Для этого я нахожу ключевые слова: «радостное…деревце», «всем улыбается», «цветёт». Радуются они тёплому солнышку, светлой весне. Сменили к весне свои пушистые серые шубки … С сучка на сучок, с вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям, встречают светлую тёплую весну. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы-белки. Соколову — Микитову Задание: Определите тему и основную мысль текста. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из надломанной лосями берёзовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок. Отражая высокое небо, синими кажутся в лесу весенние лужи. А над синими лужами, над обогретой, пробудившейся землёй, в золотых лучах солнца «толкут мак» комары-толкунцы. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки. Соколов — Микитов Задание: -Определите тему текста. В пурпурно — красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки грибов-подосиновиков. Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы. Когда же лес вырубили, осина, высокая и голая, осталась с метёлочкой листиков. Теперь даже и от этих листьев осталось немного, и каждый листик по тексту паустовского составьте схему значение леса как на клавиш нажимает невидимый палец, и осенняя мелодия, какую все слышим, когда бываем в одиночку в таком осеннем лесу, кажется, исходит из-под невидимых пальцев. Пришвин Гонкий — быстрый, неутомимый. Не люблю я вечное качанье её круглых неопрятных листьев, неловко прицепленных к длинным стебелькам. Это ведь не скрежет и не стекло по стеклу. Это — очень нежное, неназойливое, безобидное и, я бы сказал, какое-то прохладное лепетание, вроде вечного плеска моря. Как мы ходим в лес. Как можно её раскрыть? Напишите сочинение на выбранную вами тему. Определите, в каком из предложенных текстов она выражена автором прямо, а в каком она вытекает из текста в этом случае мы должны её сформулировать сами. Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Берёза — это воистину крестьянское дерево, в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, о побеленная хата, и русская печь, и холщовая рубаха, и курочка ряба … Жуков Дополнительные задания по тексту паустовского составьте схему значение леса -Выразительно прочитайте текст. Свет не слепит, упоительный, чистый, Словно в раю. Узкой тропинкой к гранитам прибрежным Вышел, стою. Нежу простором, суровым и нежным, Душу мою. Сосны недвижны на острове, словно В дивном краю. Тихие волны лепечут любовно Сказку свою. Брюсов Дополнительные задания: -Выразительно прочитайте текст. Как вы думаете, родственные ли они или нет? Перед нами группа предложений. Является ли она текстом? Если нет, то переставьте предложения так, чтобы получился текст. Чем будет определяться последовательность предложений? А у трав по-разному. Сейчас все растения находятся в оцепенении. У деревьев — высоко над землёю. Но они готовы встретить весну и развёртывать свои почки. Бианки а А,Б,В,Г,Д б В,Г,Д,А,Б в Б,Д,В,Г,А г Б,В,Г,Д,А 2. Чем же определяется последовательность предложений в тексте? Запомните: Между предложениями в тексте устанавливаются смысловые отношения. Перед нами группа предложений. Является ли она текстом? Если нет, то переставьте предложения так, чтобы получился текст. Чем будет определяться последовательность предложений? Птицу не трогали, но и не кормили. Оказывается, зинзивер целыми днями охотился по всей избе на сверчков, мух, подбирал крошки. Однако она с каждым днём заметно толстела. Хозяева закрыли дверь — и зинзивер очутился в плену. Целую неделю он прожил в избе. Алгоритм наших наблюдений таков : Предмет наблюдения Ответ 1. Может ли предложение в тексте быть независимым от других предложений? Да, такое предложение может быть. Самостоятельное предложение обычно 1-е: Хозяева закрыли дверь — и зинзивер очутился в плену. Его содержание понятно и вне текста, в отличие от других предложений, т. Остальные предложения могут быть и самостоятельными, но чаще всего они зависимые. Что является сигналом зависимости? Наблюдаем, каковы же смысловые отношения между зависимыми предложениями: одинаковые или различные? Можем поставить от одного к другому вопрос. Такие смысловые отношения выяв-ляются постановкой вопросов: почему? Что из этого следует? Какое предложение в тексте является независимым? Какое предложение указывает причину того, о чём говорится в предыдущем? Не забудьте воспользоваться алгоритмом наблюдений. А можно ли проигнорировать тем, как их расставил автор? То есть можно ли переставить предложения в тексте? Изменится ли что-то при этом? Запомните: Порядок расположения предложений в тексте изменить нельзя, так как нарушатся при этом смысловые отношения связи между ними. Г Обобщаем наблюдения Воспользуйтесь записями, алгоритмами, материалами для проверки и сделайте выводы по поводу темы занятия. Определите смысловые отношения между предложениями и расставьте их в нужной последовательности. Но самыми частыми гостями на кормушке были синицы. Другая синичка — трусиха: улетала при малейшем шорохе или движении в комнате. С рассветом появлялись другие синицы, ночевавшие далеко. Разные птицы гостили в моих столовых. Все они были разные. Одна — смелая: порой залетала в приоткрытое окно и склёвывала с подоконника семена. Зимой они прилетали ещё затемно. Тема высказывания : «Первоцвет» Благодаря стилям язык приобретает такие качества, как гибкость, разнообразие, богатство. Трудно даже представить себе, насколько унылой, однообразной, убогой оказалась бы русская речь, если бы писатели, учёные, публицисты, ораторы изъяснялись на каком-то одинаковом, усреднённом языке. Рассуждаем Все мы говорим на одном языке, но пользуемся им по-разному. Дома мы разговариваем не так, как в школе или на работе; совсем другие слова мы по тексту паустовского составьте схему значение леса в разговоре с друзьями; с незнакомыми людьми мы, бывает, разговариваем куда вежливее, нежели с близкими. С одним человеком мы разговариваем не так, как если бы обращались ко многим людям. Когда выступаем с докладом, наши высказывания носят иной характер. То есть наша речь зависит от … -от того, с кем говорим -от того, где говорим } т. Стилистику же интересует типовая ситуация общения. Итак, стилистика — это наука о стилях языка речи. Стиль — совокупность специфических средств языка, которые характерны для определенной речевой ситуации. Наблюдаем Посмотрим и понаблюдаем над тем, что и как мы говорим об одном и том же, но в разных речевых ситуациях ситуациях общения. Докажите, что предмет речи один и тот же. Другие названия — маёвка, ландышник, лесной язык и другие. Название рода происходит от греческих слов «долина», «лилия» и «цветущий в мае». Как сообщил председатель городского комитета по охране окружающей среды Иван Офицеров, каждую весну на орловских рынках появляются люди, продающие собранные в орловских лесах ландыши. Год за годом экологи совместно с сотрудниками милиции ведут борьбу с этими «предпринимателями». С осторожностью археологов сняли они 6-8-сантиметровый слой земли и обнажили сложную систему — сеть белых нитевидных его корневищ. В ответ на моё согласие он прочитал целую лекцию о комнатной культуре и добавил: -Не захотите и в лес ехать. Лермонтов Наблюдения ведутся по плану: 1. Где может быть использован каждый из текстов, в какой ситуации общения? Вспомните о том, какова цель каждого высказывания. Сравните тексты по содержанию. Покажите, что с изменением цели, задачи речи меняется и содержание высказывания. В какой речевой ситуации был бы возможен практический совет: по охране ландыша, по использованию его в качестве лекарственного растения? Одинаково ли речевое оформление всех четырёх текстов? Подводим итоги наблюдений Содержание и речевое оформление наших высказываний зависит от ситуации общения. Вот эту зависимость высказываний от типовой ситуации и составляет предмет изучения стилистики. Стилистика изучает стили речи, т. Выполняем самостоятельно Задание: -Представьте, что вам нужно: -рассказать другу о том, что на улице появились первые подснежники, -рассказать о том же в сочинении - по тексту паустовского составьте схему значение леса задание вы получили на уроке-дать толкование на уроке биологи, что по тексту паустовского составьте схему значение леса цветы подснежники кстати, у них есть другое название - Подумайте, что вы будете писать в каждом конкретном случае? Будут ли отличаться ваши тексты по содержанию и речевому оформлению? Все ли тексты будут содержать элементы описания? Выполняем действия подведения текста под понятие. Определяем стиль и тип речи Задание: Рассмотрите текст и определите стиль и тип речи. По краю её, у самой воды, прыгала белогрудая птичка. Она дёргала коротким хвостом и заливалась на все лады самой весёлой песней. «Вот сумасшедшая, - подумал я. » Белогрудая птичка не обращала на меня никакого внимания. Мне захотелось ближе посмотреть её. Но едва я сделал несколько шагов к ней, как птица с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновенье я ещё видел, как она быстро двигала крыльями, словно летела к воде. Потом она исчезла подо льдом. Я так и остался стоять с выпученными глазами и открытым ртом. » - мелькнула вдруг у меня страшная мысль. По тексту паустовского составьте схему значение леса бросился к проруби. Мелкая вода текла здесь очень быстро. Утопленницы нигде не было видно. Слёзы навернулись мне на глаза. Я прибежал домой, к отцу, с рассказом про белогрудую птицу-утопленницу. Бианки 1 Повторяем теорию. Определяем стиль речи -На что мы должны обращать внимание при определении стиля речи: на языковые признаки или на РС речевую ситуацию? Бианки: он адресован по тексту паустовского составьте схему значение леса всем, кто интересуется его рассказами. В тексте хорошо просматривается задача, характерная для художественного стиля речи произведения — изобразить, нарисовать картину, состояние чего-либо кого-либоа не просто сообщить о факте. Прочитав текст, нам стало ясно, что мальчик хотел помочь птице и был расстроен тем, что птица «утопилась» по его же вине. Определяем тип речи -На что же обращать внимание при определении типа речи? Выполняем действия выведения следствия из понятия Анализируем язык текста Наблюдаем над языком и содержанием: а С точки зрения стилевых особенностей языка -Итак, мы продолжаем рассматривать наш текст под призмой понятия: стиль - художественный, тип — повествование. Следовательно, и содержание текста, и его речевое оформление должны соответствовать речевой задаче, решаемой средствами этого стиля, - нарисовать словом картину, передать своё отношение к предмету речи. То есть мы должны найти приметы образной изобразительной и эмоциональной речи. Это используется в художественном стиле. Если бы их было обилие, то мы не сомневались бы в определении стиля. А нам приходится выискивать в тексте образность по крупицам. Но образность может создаваться и простыми средствами: прямым, а не переносным значением слов, конкретной лексикой, обычными словами и сочетаниями нам остаётся одно: искать в них необычноерядами однородных членов и простых предложений — это так называемая образная конкретизация речи. Например, в чём особенность прямой речи: «Утопилась! Всё ясно, и уже не надо слов типа «мне было жаль, что птичка утопилась из-за меня…». Восклицательное предложение, неполное — его достаточно, чтобы показать конкретную ситуацию. » 2 риторический вопрос: «Как она может радоваться в такой мороз? » 3 инверсия неправильный порядок слов : «Утопленницы нигде не было видно» 4 безглагольное предложение с частицей «вот»: «Вот сумасшедшая» - обозначает наличие предмета. Рефлексия -Что же оказалось труднее: выполнить действие подведения текста под понятие определять стиль и тип речи или действие выведения следствия из понятия анализ языка текста, структуры его? Отец мой любил и хорошо знал птиц. Если он говорит, что оляпка бросилась в прорубь нарочно, - значит, есть надежда, что моя белогрудая птичка жива. У проруби оляпки не было. Но дальше на реке я увидел по тексту паустовского составьте схему значение леса прорубь, пошёл к ней — и вдруг заметил мою утопленницу на обрывистом берегу реки. Она была жива и здорова, бегала по снегу и распевала свою негромкую песенку, похожую на писк и журчанье ручья. Я побежал к ней. Она слетела к проруби, закачалась на высоких ножках, словно кланялась мне, а когда я приблизился, бухнула в воду, словно лягушка в болото.



copyright © moskvapropiska.ru