Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Психолого педагогическая характеристика детей с ффн

Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульварной дизартрии Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульварной дизартрии Психолого педагогическая характеристика детей с ффн учреждение: Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Ярош Елена Александровна Психолого-педагогические условия формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. В последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась демографическая ситуация, для которой характерно как общее снижение рождаемости, так и уменьшение доли рождения здоровых, физически зрелых детей. Уровень выраженности отклонений в психофизическом развитии детей различен - от неявно выраженных стертых, латентных, с микросимптоматикой и до выраженных случаев. Статистические данные указывают на тенденцию к росту количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрическими расстройствами, что связано не только с реалиями современной жизни как следствия неблагополучия экологического, демографического, экономического и социально-бытового характера, но и с недостаточной эффективностью, используемых в работе по устранению фонетико-фонематических расстройств речи у детей, традиционных технологий, следствием чего являются трудности в коммуникации, рост неадаптивного поведения, искажение личностного развития ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Необходимость пересмотра принципов, лежащих психолого педагогическая характеристика детей с ффн основе работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, вызвана все возрастающими требованиями к социальному развитию ребенка, в психолого педагогическая характеристика детей с ффн наряду с другими составляющими одно из ведущих мест занимает чистая, правильная речь и коммуникативные навыки, позволяющие ему строить межличностные отношения с окружающими. Психолого педагогическая характеристика детей с ффн легкая степень псевдобульбарной дизартрии представлена как сложная структура дефекта, в которой ведущими являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирования речевой системы в целом и овладения всеми элементами языка, что отражается на формировании и развитии всей языковой личности то есть человека в его способности совершать речевые действиязатрудняя его речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе. Рассмотрение современного состояния проблемы коммуникативного развития ребенка в аспекте его социального развития в научных трудах Смирновой и других позволило взглянуть на структуру изучаемого речевого дефекта, а также на возможные условия, позволяющие оптимизировать процесс его коррекции, по-новому. Речевое нарушение необходимо оценивать с позиций его влияния на становление целостной языковой личности ребенка, что ориентирует и дальнейшее построение коррекционной технологии на активизацию процессов коммуникации, основываясь на компенсаторных возможностях детского общения, которые традиционные технологии используют не в полной мере. В связи с этим особую актуальность приобретает феномен компенсаторного общения, которое позволяет достроить, дополнить, гармонизировать «коммуникативное ядро» языковой личности ребенка с фонетико-фонематическими расстройствами речи, а также определить условия, способствующие формированию самокомпенсации у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В процессе исследования теоретических основ формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии выявлено противоречие между своеобразием механизмов становления языковой точности у детей с данным речевым нарушением, требующего создания комплекса психолого-педагогических условий для формирования самокомпенсации и недостаточной эффективностью традиционных технологий коррекции, не учитывающих современных психолингвистических данных о механизмах самокомпенсации и роли активизации компенсаторных возможностей детского общения при их становлении. Таким образом необходима разработка более эффективной по сравнению с традиционными методами коррекции, компенсаторной технологии по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии способствующей созданию комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации. Определение оптимального комплекса психолого-педагогических условии, позволяющих активизировать компенсаторный фонд общения у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в целях формирования механизмов самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития психолого педагогическая характеристика детей с ффн. Формирование механизмов самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Совершенствование процесса коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии через определение и создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования механизмов самокомпенсации. Определение и теоретическое обоснование выбора комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи: 1. Раскрыть сущность, содержание методологических проблем компенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии через анализ психолого-педагогической, психолингвистической и научно-методической литературы. Изучить состояние и своеобразие фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, его влияние на становление языковой личности. Разработать, теоретически обосновать и апробировать адаптивную модель механизма самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с четкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Провести сравнительный анализ эффективности технологий коррекции нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии традиционной и экспериментальной. В процессе работы были применены следующие методы, определяющиеся теоретическими позициями психолингвистики, специальной педагогики и задачами исследования: 1. Исследования проводились в 1997-2002 психолого педагогическая характеристика детей с ффн. Второй этап 1999-2000 г. Третий этап 2000-2001 г. Четвертый этап 2001-2002 г. Разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована адаптивная модель механизма формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии включающая мотивационный, коммуникативный, речеслуховой, просодический и моторный компоненты. Важное место в модели занимает коммуникативный компонент, включающий широкий диапазон проектируемых логопедом психолого педагогическая характеристика детей с ффн общения в ходе коммуникативно-развивающих занятий и непосредственной коммуникации детей в свободной игровой деятельности. В условиях расширения пространства коммуникативной активности детей с фонетико-фонематическим психолого педагогическая характеристика детей с ффн речи, обусловленным легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, реализуются целевые установки вышеуказанных компонентов адаптивной модели самокомпенсации. На основе разработанной модели определен комплекс психолого-педагогических условий, позволяющих сформировать механизмы самокомпенсации у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Разработана компенсаторная психолого-педагогическая технология устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у данной категории детей с помощью психолого педагогическая характеристика детей с ффн психолингвистического подхода, направленного на поиск путей самокомпенсации вышеобозначенного дефекта через активизацию компенсаторных резервов детского общения. Установлена эффективность компенсаторной технологии, опирающейся на разработанную модель и показана положительная роль влияния учета компенсаторных возможностей общения детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на эффективность примененной психолого педагогическая характеристика детей с ффн. Рассмотрена возможность применения феномена компенсаторного общения в аспекте решения проблемы коммуникативного развития ребенка с речевым нарушением, что позволило взглянуть на структуру изучаемого речевого дефекта, а также на возможные методы и приемы его устранения с позиции целостной языковой личности теоретически обосновать выбор комплекса психолого-педагогических условий, направленных психолого педагогическая характеристика детей с ффн активизацию компенсаторных возможностей детского общения с целью формирования механизмов самокомпенсации у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Модель экспериментальной технологии переведена в практическую и апробирована в условиях дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Результаты исследования могут быть применены в системе проектирования и реализации коррекционного процесса при устранении речевых нарушений у детей с легкой психолого педагогическая характеристика детей с ффн псевдобульбарной дизартрии в условиях компенсирующих групп дошкольных образовательных психолого педагогическая характеристика детей с ффн комбинированного вида, в подготовке учебно-методического комплекса для логопедов, родителей и воспитателей, в создании коммуникативно-развивающей игровой среды. На защиту выносятся: 1. Адаптивная модель формирования механизмов самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Комплекс психолого-педагогических психолого педагогическая характеристика детей с ффн формирования самокомпенсации, позволяющий повысить эффективность процесса коррекции нарушений фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Апробация результатов исследования их внедрение в практику. Основные положения и результаты исследования были отражены в публикациях, обсуждены и одобрены на заседании кафедры психопатологии и логопедии Института специального образования Уральского государственного педагогического университета 2001-2002на заседании городского Совета междисциплинарных бригад г. Ревды в Центре психолого-медико-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, на научно-методическом совете Ревдинского городского педагогического колледжа, на городских методических объединениях г Ревды, на конференциях научно-практического характера, проводившихся на базе НМ ЦПД научно-методического центра проблем детствагородских и областных педагогических чтениях, посвященных проблемам социального развития ребенка. По теме диссертации опубликовано 6 печатных работ. Разработанные концептуальные положения компенсаторной технологии по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и методические рекомендации по ее реализации были внедрены в систему логопедического воздействия дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида, в систему психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи Свердловской области, использовались в учебных курсах логопедии для студентов факультета коррекционной педагогики Ревдинского городского педагогического колледжа, филиала Московского открытого педагогического университета им Екатеринбурге, курсах повышения квалификации для воспитателей и логопедов компенсирующих групп дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида. Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, 3 психолого педагогическая характеристика детей с ффн, заключения, библиографического списка и приложения, содержит 8 таблиц, 16 рисунков, 5 схем, 8 психолого педагогическая характеристика детей с ффн. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется гипотеза, цель, задачи, объект, предмет, методы и этапы исследования, раскрываются его научная новизна и практическая значимость, излагаются основные положения диссертации, выносимые на защиту. Первая глава «Теоретические основы компенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» посвящена аналитическому обзору научной, научно-методической, психолого-педагогической, психолингвистической и логопедической литературы по проблемам устранения фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В ней рассматриваются психолингвистические механизмы самокомпенсации речевых нарушений в контексте развития коммуникативных процессов, раскрывается уникальная роль общения в системе человеческой деятельности, представлено толкование понятий «языковая личность», «вербально-коммуникативная функция речевой деятельности» с позиций соотношения когнитивного и языкового сознания Изучение современных подходов, связанных с феноменом «компенсаторного общения», анализ новых подходов в психологии, педагогике, психолингвистике к генезису и функционированию общения дошкольника позволяют сделать вывод о возможности создания условий для самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи психолого педагогическая характеристика детей с ффн детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии через развитие у них коммуникативных процессов. Об этом свидетельствуют: во-первых, обретение ребенком 5-6 летнего возраста психологических качеств субъекта собственной деятельности в масштабах дошкольного развития, позволяющих весь коррекционный процесс строить с позиций становления языковой личности; во-вторых, возможности активизации компенсаторных функций общения при формировании механизма самокомпенсации, особенно при проектировании коммуникативных действий дошкольников с данным речевым нарушением со сверстниками; в-третьих. В основе психолингвистического механизма самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии лежат компенсаторные резервы детского общения, способствующие созданию условий для формирования коммуникативных потребностей посредством поддержания интереса к межличностной коммуникации с взрослым и сверстниками, совершенствования механизмов внутреннего и психолого педагогическая характеристика детей с ффн оформления высказывания через накопление опыта применения вербальных и невербальных коммуникативных средств при последовательном включении в постепенно усложняющиеся ситуации общения с различной субъективной направленностью и коммуникативными задачами. Анализ литературы по изучаемой проблеме свидетельствует об определенной разработанности традиционной системы коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи при легкой степени псевдобульбарной дизартрии, с одной стороны, и о длительности и недостаточной эффективности коррекционного воздействия, с другой, так как не учитываются современные психолингвистические данные о своеобразии механизмов становления языковой личности дошкольников с вышеуказанным психолого педагогическая характеристика детей с ффн нарушением, проявляющемся в снижении общеречевой мотивации, коммуникативно-познавательной потребности, упрощении речевых интенций, трудностях при внутреннем программировании высказывания, нарушении при реализации акустико-артикуляционной программы речи. Повышение эффективности коррекционного воздействия возможно при создании комплекса психолого-педагогических условий, способствующих формированию самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии через актуализацию опыта речевого и неречевого общения со сверстниками и взрослыми, разработке, апробации и обоснованию организационных аспектов которого посвящены вторая и третья главы диссертации. Вторая глава «Методы исследования, алгоритм проведения и анализ констатирующего эксперимента» раскрывает методику и алгоритм проведения логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста с диагнозом фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, методику диагностики уровня речевой коммуникации детей, а также методику статистической обработки результатов диагностических исследований. Для исследования состояния фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного психолого педагогическая характеристика детей с ффн с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии была использована стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки, что позволило предусмотреть не только качественный, но и количественный анализ данных. В методике были использованы речевые пробы, предложенные Для психолого педагогическая характеристика детей с ффн успешности выполнения заданий методики была разработана балльная система. Проведение констатирующего эксперимента предполагало наряду с изучением фонетико-фонематических расстройств изучение своеобразия механизмов становления языковой личности дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, поэтому алгоритм обследования включал в себя следующие разделы: 1. Материалы наблюдений исследований изученных признаков нарушений фонетико-фонематических, речевой коммуникации у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии были оценены по балльно-уровневой системе. Процентное выражение качества выполнения методики соотносилось с одним из четырех выделенных уровней успешности Психолого педагогическая характеристика детей с ффн - 100. Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с вычислением среднего арифметического значения, стандартного отклонения, критерия Стьюдента с целью изучения эффективности примененной технологии. Межгрупповые основная и контрольная группы различия признавались достоверными, если вычисленный по формуле коэффициент Стьюдента больше табличного значения, т. На основе обобщения полученных данных наблюдений исследований 100 детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями до начала естественного педагогического эксперимента для динамического наблюдения в течение 1999-2001 г. Диаграмма 1 наглядно демонстрирует, что у детей контрольной и экспериментальной групп до начала естественного педагогического эксперимента наиболее нарушенными являлись артикуляционная моторика 4 балла, 40% успешности выполнения проб ; мимическая мускулатура 5 баллов, 45 %успешности ; звукопроизношение соответственно, 7 баллов - 47% психолого педагогическая характеристика детей с ффн и 8 баллов -53% успешностипросодика 3 балла - 50% успешности ; речевая коммуникация психолого педагогическая характеристика детей с ффн, 4,3 балла - 43% успешности и 4,2 балла - 42% успешностичто подтверждает необходимость создания комплекса психолого-педагогических условий, позволяющих сформировать механизмы самокомпенсации у детей с данным речевым нарушением. Анализ констатирующего эксперимента позволил сформулировать следующие выводы: 1. Сложная структура речевого дефекта влияет на психолого педагогическая характеристика детей с ффн становления «коммуникативного ядра» языковой личности ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, что проявляется в низком уровне коммуникативной компетенции, искажении коммуникативных потребностей, снижении общеречевой мотивации. Необходимо усовершенствовать коррекционный процесс при устранении фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии через создание условий для формирования у них механизмов самокомпенсации. В третьей главе «Формирование самокомпенсации у детей с легкой степенью психолого педагогическая характеристика детей с ффн дизартрии при создании комплекса психолого-педагогических условий и оценка эффективности психолого-педагогических условий и оценка эффективности коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи» раскрываются психолого педагогическая характеристика детей с ффн обоснование и принципы самокомпенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, представлена адаптивная модель механизма самокомпенсации, включающая мотивационный, коммуникативный, речеслуховой, просодический и моторный компоненты и описывается комплекс психолого-педагогических условий, необходимых для ее реализации при построении коррекционного процесса. Изучение своеобразия языковой личности ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии позволило выявить влияние фонетико-фонематических нарушений речи на ее становление, проявляющееся в искажении формирования общей структуры коммуникативных потребностей, снижении коммуникативной активности и так далее, что вызвало необходимость поиска путей формирования самокомпенсации у данной категории детей. Рассмотрение психолингвистических механизмов самокомпенсации речевых нарушений в контексте развития коммуникативных процессов дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии показал, что в основе формирования данных механизмов находится «компенсаторное общение», способствующее усвоению механизмов производства и восприятия сегментных и суперсегментных фонем, формированию мотивации и устранению речевого дефекта, то есть позволяющее создать условия для формирования эмоционально-выразительных, коммуникативно-познавательных и мотивационно-потребностных предпосылок развития речи, для которых характерна общая дефицитарность при становлении языковой личности ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Поскольку, ребенок в онтогенезе овладевает фонетической стороной речи на фоне развития общения со сверстниками и взрослыми, а констатирующий эксперимент показал искажения именно коммуникативной основы при становлении языковой личности интересующей нас категории детей, то необходимо создать условия для полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми, что будет способствовать не только развитию и коррекции фонетической стороны речи, но и позволит актуализировать опыт применения вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения. Включение ребенка в коммуникативную деятельность возможно только при наличии у него стойкой мотивации. Принципиальное значение в связи психолого педагогическая характеристика детей с ффн этим имеет организация коммуникативной деятельности ребенка так, чтобы она ему была нужна интересна. Разработка компенсаторной технологии, содержащей комплекс психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации см. Алгоритмом предусматривались пять взаимосвязанных блоков - концептуально-идентификационный, диагностический, проектировочный, организационно-содержательный, психолого педагогическая характеристика детей с ффн. Концептуально-индентификационный блок включает в себя концептуальные обоснования необходимости создания компенсаторной технологии, теоретико-методологическую основу идентификацию компенсаторной технологии с современной классификационной системой. Диагностический блок включает определение принципов, методов исследования уровня речевого развития и речевой коммуникации у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с помощью стандартизированной методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки и последующее обсуждение результатов диагностики на ПМПК. Проектировочный блок включает разработку целевых ориентации, концептуальных положений и принципов построения компенсаторной технологии по устранению фонетико-фонематических нарушений речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. На формирующем этапе эксперимента был реализован организационно-содержательный блок модели психолого-педагогической компенсаторной технологии по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии экспериментальной группы, включающий адаптивную модель механизма самокомпенсации вышеобозначенного дефекта, модель технологии коммуникативно-развивающих занятий, требования к организации коммуникативно-развивающей среды и разнообразные формы работы с родителями. Анализ методической, психолингвистической, лингвопсихологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также результаты констатирующего эксперимента показали, что, хотя внешне фонетико-фонематическое недоразвитие речи при психолого педагогическая характеристика детей с ффн степени псевдобульбарной дизартрии проявляется в момент «озвучивания», однако своеобразные трудности у детей с данным речевым нарушением психолого педагогическая характеристика детей с ффн на каждом этапе речепорождения, что приводит к искажению «коммуникативного ядра» языковой личности, к снижению коммуникативной активности ребенка, снижению возможности использования при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи компенсаторных возможностей общения. Традиционные технологии коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии не учитывают при проектировании логопедического воздействия современных психолингвистических данных о своеобразии механизмов становления языковой личности дошкольника с вышеобозначенной речевой патологией. В результате дети испытывают трудности, связанные с автоматизацией звуков в ситуациях естественного, «живого» общения, хотя в специально подобранных текстах на автоматизацию того или иного звука артикуляционные уклады соответствуют нормам произношения. В связи с этим была разработана адаптивная модель механизма самокомпенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Понятие «адаптивная модель» указывает на ее социальную направленность, так как активизация компенсаторного фонда общения способствует созданию условий для успешной адаптации в школьном коллективе, а также возможна адаптация предложенной модели при проектировании индивидуальных маршрутов коррекции в зависимости от структуры речевого дефекта и особенностей языковой личности ребенка. Центральным компенсаторным звеном разработанной адаптивной модели является коммуникативный компонент, на базе которого реализуются целевые установки мотивационного, речеслухового, просодического, моторного компонентов в ходе коммуникативных ситуаций мотивационных, познавательных, компенсаторных, интеракционных, практическихв которые включаются дети на коммуникативно-развивающих занятиях. Мотивационные ситуации общения направлены на формирование эмоционально-положительного отношения к процессу коммуникации как личностно значимой деятельности, а к партнерам по коммуникации, взрослым и сверстникам, как личностно значимым субъектам. Общение носит неформальный характер: нет жесткой регламентации поведения, эмоций. В связи с этим в ходе общения активно используются экспрессивно-мимические, жестовые средства, средства пантомимики. Познавательные ситуации общения направлены на знакомство детей с языковой действительностью, создавая условия для ее познания в совместном обсуждении со сверстниками как партнерами по творческому экспериментированию с родным языком. Взрослый в данных ситуациях общения выступает как личность, обладающая речевыми знаниями, умениями и нормами, готовая оказать поддержку через систему дифференцированной помощи в зависимости от зоны ближайшего развития ребенка. В отличие от мотивационных ситуаций общение строго регламентировано: обязательно применение языковых психолого педагогическая характеристика детей с ффн и терминов, которыми дети пользуются при звуковом анализе слов и предложений, при характеристике звуков и так далее. Познавательные ситуации общения позволяют научить детей получать необходимую психолого педагогическая характеристика детей с ффн о языковой действительности с помощью умозаключений, развить логическую память, ускорить процесс овладения навыком звукового анализа слов и предложений, что стимулирует развитие фонематического восприятия ребенка, тренирует гибкость усвоения информации о языковой действительности легкость перехода от одного усвоенного термина к другому, включение его в процесс коммуникации. Компенсаторные ситуации общения направлены на закрепление правильного звукообразования, фонеморазличения, овладение интонационными конструкциями языка через активизацию компенсаторных резервов общения. Данные ситуации строятся в ходе игры-путешествия, сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных игр, игр-драматизаций, как предпочитаемый партнер по коммуникации выступает сверстник. Это связано с тем, что в общении со сверстником ребенок более раскрепощен, проявляет инициативность, его речь эмоционально насыщена. Проектирование и реализация компенсаторных ситуаций общения позволяет решить одновременно несколько лингвистических задач, направленных на развитие коммуникативных процессов программирование высказывания, отбор слов в процессе общения, варьирование словами при составлении предложений, их логичностьа также на закрепление звукообразования и фонеморазличения. Создание на коммуникативно-развивающих занятиях интеракционных ситуаций общения способствует пониманию и осознанию детьми, что любое действие отражается в ответных психолого педагогическая характеристика детей с ффн партнеров по речевому взаимодействию, то есть эти ситуации ориентированы на формирование элементарных навыков взаимодействия и сотрудничества. Все это в совокупности позволяет создать условия для накопления ребенком опыта речевого психолого педагогическая характеристика детей с ффн неречевого взаимодействия, не затрудняющего коммуникацию, развивая способности ориентироваться в новой обстановке, умение сосредоточиться «принять роль» импровизировать, «достраивать» информацию, исходя из речевой ситуации. Практические ситуации общения направлены на реализацию усвоенных вербальных и невербальных средств общения, что способствует развитию у детей умения вступать в полноправное общение как со взрослым, так и с сверстником, рефлексировать полученную информацию, оценивать себя и партнера по коммуникации. Основным психолого-педагогическим условием, позволяющим сформировать механизм самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, является разработанная технологическая модель коммуникативно-развивающего занятия, в ходе которого реализуется представленный выше широкий диапазон специально спроектированных логопедом ситуаций общения, обеспечивающих не только более высокий эмоциональный уровень восприятия детьми коммуникативных процессов, но их активное включение в эти процессы. Не менее важное условие формирования механизмов самокомпенсации у детей -создание на базе логопедической группы коммуникативно-развивающей среды, благодаря которой стимулируется потребность в речи, расширяются возможности применения усвоенных коммуникативных средств и действий в практике речевого общения со сверстниками, возможности «погружения» в компенсаторный процесс. В основе разработки требований к построению коммуникативно-развивающей среды в условиях логопедической группы лежит концепция В связи с этим коммуникативно-развивающее пространство включало в себя несколько игровых зон, способствующих реализации различных ситуаций общения во время свободной игровой деятельности детей, активизируя компенсаторные резервы детской коммуникации зона общей релаксации, тематические игровые зоны, игровая зона «Город Красивой речи», «Веселый карандаш», «Мы актеры». Неотъемлемым условием становления механизмов самокомпенсации у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является стойкая мотивация. Целевые установки мотивационного компонента модели были успешно реализованы при проектировании коррекционного процесса в двух направлениях: через личностно значимую деятельность детей, то есть при реализации коммуникативного компонента адаптивной модели самокомпенсации фонетико-фонематического недоразвития речи включение детей в непосредственную и опосредованную коммуникацию в ходе игровой деятельности, осуществляемой на коммуникативно-развивающих занятиях и через личностно значимых субъектов родителей. Для того, чтобы родители стали активными участниками логопедического воздействия были разработаны содержание, формы и методы взаимодействия логопеда с родителями по трем направлениям: методическому, практическому, консультационному. В ходе разработки был использован опыт отечественных ученых в этой области Тепловой, а также немецких коллег Создание и реализация вышепредставленного комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации позволяет коммуникативной деятельности детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии приобрести личностно значимый характер, формируя при этом осознанную эмоционально-положительную мотивацию к логопедическому воздействию в целом, что способствует активизации компенсаторных резервов общения для закрепления навыков звукообразования, фонеморазличения и развития коммуникативных процессов детей. Таким образом, благодаря активизации межличностной коммуникации детей, при наличии стойкой мотивационной включенности, в ходе реализации компенсаторной технологии был создан комплекс психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, учитывающий своеобразие механизмов становления языковой личности ребенка с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. В период контрольного этапа эксперимента реализовывался контрольно-оценочный блок, включающий психолого-педагогическую диагностику изучаемых показателей с последующим обсуждением результатов на ПМПК и психолого-педагогическую оценку эффективности компенсаторной технологии основная группа и традиционной методики контрольная группа в динамике каждой из групп детей и между группами с применением критерия Стьюдента. Оценка эффективности коррекционного процесса при создании комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи включала сравнительную характеристику динамики и оценку эффективности логопедического воздействия по развитию и коррекции психомоторной функции у детей дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, фонетико-фонематической стороны речи, формированию коммуникативных процессов умение программировать высказывание, умение отбирать слова в процессе общения, умение варьировать словами в процессе общениясвязной речи и речевой коммуникации. У детей основной и контрольной групп в конце наблюдения произошли неоднозначные изменения, что наглядно демонстрирует диаграмма 2. Так, если в контрольной группе психомоторная функция оценивалась в 46 баллов 92% IV уровень успешности, то в экспериментальной - в 50 баллов 100% - IV уровень успешности. Что психолого педагогическая характеристика детей с ффн фонетико-фонематической стороны речи, то за наблюдаемый период также произошли существенные изменения. При этом средний балл, оценивающий уровень сформированности фонетико-фонематической стороны речи у детей контрольной группы, был равен в конце наблюдения 45 90% - IV уровень успешности, а в экспериментальной группе - 50 100% - IV уровень успешности. Аналогичные изменения произошли и в развитии лексико-грамматической стороны речи, связной речи и речевой коммуникации детей контрольной и экспериментальной групп. Индивидуальные речевые профили контрольной и экспериментальной групп в конце наблюдения нумерация проб аналогична диаграмме 1. Полученные выводы свидетельствует о том, что примененная инновационная логопедическая технология компенсаторного плана по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи, обусловленного легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, у детей старшего дошкольного возраста по сравнению с методикой коррекции традиционного плана оказалась более эффективной. Этот факт свидетельствует о сложной структуре речевого дефекта у данной категории детей, требующей создания комплекса психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации, позволяющего активизировать «компенсаторный фонд» общения через включение детей в вербальную и невербальную коммуникацию со сверстниками и взрослыми психолого педагогическая характеристика детей с ффн целью устранения искажений развития языковой личности, что способствует не только коррекции «внешних» фонетико-фонематических расстройств речи, но и развитию коммуникабельности, облегчая дальнейшую адаптацию в социуме. Получению вышеперечисленных результатов в экспериментальной группе способствовало включение в модель механизма самокомпенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии мотивационного компонента, целью которого являлось создание условий для развития положительной мотивации к логопедическим занятиям и осознания необходимости правильной речи. Наблюдения показали, что развитию положительной мотивации детей экспериментальной группы способствовала коммуникативно-развивающая среда, построенная на основе учета принципов личностно-центрированного, мультидисциплинарного, психолого педагогическая характеристика детей с ффн подходов, принципа учета ведущей деятельности возраста и «адресного» воздействия, а также целенаправленная работа с родителями, позволяющая включить их в коррекционный процесс, став его полноправными субъектами, способными создать условия для формирования самокомпенсации у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи вне детского сада. Данные, характеризующие сравнительную оценку проявлений фонетико-фонематического недоразвития речи у исследуемых основной и контрольной групп детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии за период наблюдений, отражены в таблице 1. В контрольной группе у 47 % 14 человек диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи был снят, у 16% 5 человек был поставлен диагноз фонетическое недоразвитие речи, у 37% 11 человек остался диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Что касается основной группы, у 3% 1 человек был поставлен диагноз фонетическое недоразвитие речи, у остальных детей речевое психолого педагогическая характеристика детей с ффн соответствовало возрастной психолого педагогическая характеристика детей с ффн. Традиционная методика коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи дети контрольной группы не создает условий для оптимальной коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, просодики, незначительных нарушений лексико-грамматической стороны речи, а также развития речевой коммуникации. Препятствует созданию таких условий то, что традиционная методика не учитывает при коррекции дефектов речи влияния фонетико-фонематических расстройств на становление языковой личности ребенка. Таким образом, использование в ходе логопедического воздействия инновационной психолого-педагогической компенсаторной технологии позволило не только повысить качество коррекционной психолого педагогическая характеристика детей с ффн, но и сократить сроки коррекции. Если по традиционной технологии коррекция длится в течение 2 лет, компенсаторная технология позволяет провести качественную коррекцию за 1 год. Дети экспериментальной труппы показали высокий уровень развития речевой коммуникации. По окончанию эксперимента они свободно общались с детьми, выступали инициаторами общения как со сверстниками, так и со взрослыми, участвовали в городских праздниках и конкурсах, проявляя соответствующий возрасту уровень речевой, языковой и коммуникативной компетенции. Все дети основной экспериментальной группы поступили в общеобразовательные школы, так как с помощью компенсаторной технологии у них были воспитаны навыки свободного общения, уровень речевого развития соответствовал возрастным стандартам и программам массового детского учреждения, о чем свидетельствуют катамнестические данные по прохождению периода адаптации к школе детьми в контрольной и экспериментальной группах см. Но, как видно из диаграммы 3, дети экспериментальной группы прошли адаптационный период более успешно, не испытывали трудностей в установлении межличностных отношений со сверстниками. Показатели успешности прохождения адаптационного периода у детей контрольной группы несколько ниже, так как традиционные технологии коррекции не в полной мере позволяют активизировать компенсаторный фонд общения, что часто ведет к снижению коммуникативной активности, затрудняет адаптацию ребенка к новой обстановке, продлевая адаптационный период по времени. Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики равно 250. Такие изменения не были случайными и зависели от типа коррекции традиционная методика или компенсаторная технология в каждой из наблюдаемых групп. В ЗАКЛЮЧЕНИИ дается обобщение наиболее важных теоретических положений проведенного исследования, и формулируются выводы. Представленные в диссертации анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы, а также результаты констатирующего эксперимента показали, что возможность разработки необходимого комплекса психолого-педагогических условий, способствующих максимальной коррекции фонетико-фонематических расстройств у дизартриков, может быть реализована при активизации процессов самокомпенсации, а необходимость разработки обуславливается: большой значимостью проблемы социального развития детей, активной позицией в отношении возможной работы с процессом коммуникации, влиянием своеобразия фонетико-фонематического недоразвития речи на становление языковой личности дошкольника с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, а также компенсаторными возможностями детского общения. Разработана, научно обоснована и экспериментально апробирована модель психолого-педагогической компенсаторной технологии по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, включающая комплекс психолого-педагогических условий, создание которого направлено на формирование самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи. Показана роль активизации интенсификации компенсаторных возможностей общения в повышении результативности логопедического воздействия при устранении фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Комплекс психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации позволяет не только устранить в ходе логопедического воздействия фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, но и повысить уровень речевой коммуникативности, адаптации на следующей ступени обучения. Результаты контрольно-оценочного этапа исследования свидетельствуют об эффективности разработанной модели психолого-педагогической компенсаторной технологии, включающей комплекс психолого-педагогических условий формирования самокомпенсации при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии по сравнению с традиционной методикой коррекции, как в содержательном плане, так и в плане экономической рациональности. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ: 1. Путешествие по городу Красивой речи. Научно-методический Центр Проблем Детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Издательство «Центр Проблем Детства», 2001. « О, сказы седовласого Урала! » музыкальная сказка психолого педагогическая характеристика детей с ффн мотивам сказов Новые подходы к решению проблемы компенсации фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. Екатеринбург: Центр проблем детства, 2002 г. Сайт для практических психологов Practic.



copyright © moskvapropiska.ru