Библиотека, читать онлайн, скачать книги txt

БОЛЬШАЯ БИБЛИОТЕКА

МЕЧТА ЛЮБОГО


Венские классики список

Алиева скачать бесплатно Социальная сеть работников образования Главные вкладки Методическая разработка по музыке 7 класс по теме: Методическая разработка цикла уроков по теме "Венская классическая школа и становление классической сонатной формы" по программе Алиева Формирование ценностных ориентаций — одна из актуальнейших задач современной педагогики. Немаловажное значение имеет тот фактический материал, на основе которого формируются венские классики список ориентации подрастающего поколения, происходит становление личности. Неотъемлемой частью «золотого фонда» музыкального искусства является творчество композиторов венской классической школы, проверенное временем и востребованное современностью как один из важнейших источников гуманизации, духовного возрождения современного общества. Музыкальное искусство венских классиков обладает поистине огромными потенциальными возможностями в достижении триединой цели современного образования школьников, являя собой единство совершенной венские классики список художественного высказывания и воплощенного в ней подлинно гуманистического содержания. Среди программ для общеобразовательной школы наиболее полноценное изучение искусства венских классиков предусмотрено в программе Алиева, принцип построения которой основан на единстве музыкального, социологического и культурологического подходов к изучению музыкального искусства. В своей работе мы ставили целью создание методической разработки цикла уроков по теме четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы», которая в программе Алиева предлагается к изучению в 1 четверти VI класса, и открывает блок тем, связанных с культурологической проблематикой. Предметом изучения в этом блоке становятся особенности различных стилевых направлений музыкального искусства. В определении предметного содержания темы четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» мы исходили из того, что это содержание должно отражать наиболее существенные свойства музыки венских классиков. Это определило необходимость выделения ведущих жанров композиторов данного направления — симфонии, сонаты, оперы, - и определения на этой основе содержательного минимума, необходимого, но достаточного для раскрытия сущности изучаемых жанров и стилевых особенностей венского классицизма, а также способного актуализировать важнейшие проблемы венские классики список подростка, такие как усвоение человеческих норм и ценностей, философское осмысление жизни и поиск в ней своего места. Ярким примером для подрастающего поколения могут стать факты из венские классики список композиторов венской классической школы — Важнейшей особенностью темы «Венская классическая школа и становление классической венские классики список формы» является то, что в процессе изучения этой темы учащиеся впервые переходят от слухового представления о музыкальном стиле слуховой атрибуции к понятийному осознанию сущностных черт этого явления. Логика организации учебного процесса в изучении данной темы опиралась на основные требования культурологического осмысления художественных реалий венские классики список была выстроена следующим образом: 1 Выделение мировоззренческого пласта как важнейшей основы для освоения учащимися ценностей жизненного бытия; 2 Показ жанровой палитры композиторов венской классической школы, представленной высокохудожественными музыкальными образцами; 3 Знакомство с наиболее яркими, ценными в венские классики список воспитательном значении фактами из жизни представителей данного стилевого направления. При подборе репертуара для слушания и пения по данной теме мы руководствовались следующими критериями: 1 музыкальные произведения, предлагаемые для изучения, венские классики список быть высокохудожественными и педагогически целесообразными выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учащихся ; 2 доступными венские классики список соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения, его восприятия или исполнения; 3 представлять жанровую палитру, соответствующую предметному содержанию темы. При организации учебного процесса мы руководствовались важнейшими педагогическими принципами: научности, доступности, преемственности, последовательности и систематичности, гуманистической направленности педагогического процесса. Алиева Выполнила: Андреева Пояснительная записка Формирование ценностных ориентаций — одна из актуальнейших задач современной педагогики. Немаловажное значение имеет тот фактический венские классики список, на основе которого формируются ценностные ориентации подрастающего венские классики список, происходит становление личности. Неотъемлемой частью «золотого фонда» музыкального искусства является творчество композиторов венской классической школы, проверенное временем и востребованное современностью как один венские классики список важнейших источников гуманизации, духовного возрождения современного общества. Музыкальное искусство венских классиков обладает поистине огромными потенциальными возможностями в достижении триединой цели современного образования школьников, являя собой единство совершенной формы художественного высказывания и воплощенного в венские классики список подлинно гуманистического содержания. Среди программ для общеобразовательной школы наиболее полноценное изучение искусства венских классиков предусмотрено в программе Алиева, принцип построения которой основан на единстве музыкального, социологического и культурологического подходов к изучению музыкального искусства. В своей работе мы ставили целью создание методической разработки цикла уроков по теме четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы», которая в программе Алиева предлагается к изучению в 1 четверти VI классаи открывает блок тем, связанных с культурологической проблематикой. Предметом изучения в этом блоке становятся особенности различных стилевых направлений музыкального искусства. В определении предметного содержания темы четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» мы исходили из того, что это содержание должно отражать наиболее существенные свойства музыки венских классиков. Это определило необходимость выделения ведущих жанров композиторов данного направления — симфонии, сонаты, оперы, - и определения на этой основе содержательного минимума, необходимого, но достаточного для раскрытия сущности изучаемых жанров и стилевых особенностей венского классицизма, а также венские классики список актуализировать важнейшие проблемы личности подростка, такие как усвоение человеческих норм и ценностей, философское осмысление жизни и поиск в ней своего места. Ярким примером для подрастающего поколения могут стать факты из биографий композиторов венской классической школы — Важнейшей особенностью темы «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» является то, что в процессе изучения этой темы учащиеся впервые переходят от слухового представления о музыкальном стиле слуховой атрибуции к понятийному осознанию сущностных черт этого явления. Логика организации учебного процесса в изучении данной темы опиралась на основные требования культурологического осмысления художественных реалий и была выстроена следующим образом: 1 Выделение мировоззренческого пласта как важнейшей основы для освоения учащимися ценностей жизненного бытия; 2 Показ жанровой палитры композиторов венской классической школы, венские классики список высокохудожественными музыкальными образцами; 3 Знакомство с наиболее яркими, ценными в своем воспитательном значении фактами из жизни представителей данного стилевого направления. При подборе репертуара для слушания и пения по данной теме мы руководствовались следующими критериями: 1 музыкальные произведения, предлагаемые для венские классики список, должны быть высокохудожественными и педагогически целесообразными выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учащихся ; 2 доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания произведения, его восприятия или исполнения; 3 представлять жанровую палитру, соответствующую предметному содержанию темы. При организации учебного процесса мы руководствовались важнейшими педагогическими принципами: научности, доступности, преемственности, последовательности и систематичности, гуманистической направленности педагогического процесса. Методическое обоснование Предлагаемая нами методическая разработка, внося некоторые коррективы, в целом не нарушает общей концепции программы Учебное содержание темы соответствует цели музыкального образования школьников. Оно направлено на усвоение школьниками колоссального духовного опыта, сконцентрированного в музыкальном искусстве венских классиков, а также на развитие личности подростков. Учебное содержание темы соответствует общей целевой установке, лежащей в основе концепции программы Алиева и приоритетных задач музыкального образования: Формирование музыкальной культуры учащихся; Развитие эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса; Приобретение школьниками музыкальных знаний ключевых и частныхпрактических умений и навыков творческой деятельности; Венские классики список музыкальных способностей учащихся; Приобщение к «золотому фонду» классической музыки; Формирование ценностных ориентаций учащихся. Учебный материал темы четверти в полной мере соответствует всем этим задачам. Учебно-педагогические задачи темы : Образовательные : - Обогащение музыкального опыта школьников, их слушательского багажа знакомством с творческим наследием венских классиков; - Введение понятий «венская классическая школа», «стиль направления», «музыкальный классицизм», «эпоха Просвещения» — на основе культурологического подхода. Развивающие: - Развитие эмоциональной сферы школьников. Воспитательные: - Формирование ценностных ориентаций учащихся на основе гуманистической направленности творчества венских классиков. В VI классе программы «Музыка» для общеобразовательной школы, разработанной Алиевым, происходит активное знакомство с таким сложным и многоплановым феноменом музыки как музыкально-исторический стиль. Одной из тем первой четверти становится «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы». В рамках этой темы учащиеся знакомятся со стилем венских классиков. В педагогике музыкального образования претворение стилевого подхода проявляется венские классики список. Так, во всех программах по музыке для общеобразовательных школ музыкальный учебный материал включает произведения, относящиеся к разным европейским стилям. При этом организация музыкального материала по стилевому признаку венские классики список акцентирование внимания педагога на усвоении того или иного уровня стилевой системы: стиль исторической эпохи, национальный стиль, стиль направления, композиторский стиль, исполнительский стиль. Наиболее многогранно уровни иерархической системы музыкального стиля представлены в программе для старших классов общеобразовательной школы, разработанной В основу организации музыкального материала в данной программе положен хронологический принцип смены исторических стилей. В рамках же изучения отдельных исторических стилей предлагается последовательный переход венские классики список народной музыки к профессиональной, от стилевых направлений эпохи к их преломлению венские классики список индивидуальных композиторских стилях, от индивидуального композиторского стиля к индивидуальному исполнительскому стилю. Подобная систематизация материала предполагает использование интонационно-слухового, и теоретического освоения стиля в венские классики список учащимся объеме. Приступая к изучению понятия «музыкальный стиль», необходимо отметить, что основы этого понятия должны быть заложены уже во время обучения в V классе. Если до V класса учащиеся приобретают некоторый слуховой опыт, необходимый для изучения музыкального стиля, то теоретическое осмысление этого явления начинается при восприятии стилевых особенностей русской национальной школы в процессе изучения творчества Глинки и тем «Традиции Глинки в русской музыке», «Стиль русской классической музыки». Изучение национального стиля предвосхищает изучение более сложной ступени в иерархии этого понятия - стиля эпохи, или эпохального стиля. Основой работы по изучению музыкально-исторического стиля становится в первую очередь совокупность знаний музыкальной литературы, накопленных за предыдущие годы обучения. Примеры из ранее прослушанной музыки подводят учащихся к осознанию основных закономерностей различных музыкальных стилей. Прежде всего, это музыкальные стили, венские классики список со ступенями исторического развития музыкального искусства. Их освоение учащимися Алиев предлагает начинать с «венской классики» вторая половина Венские классики список — начало XIX в. Программа «Музыка» под редакцией Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой венских классиков уже в первом классе. Далее в теме второго класса «Музыка выразительная» дети слушают «Ярость из-за потерянного грошика» А в контексте темы «Кто исполняет музыку» звучит «Сурок» этого же автора. Следующая встреча учащихся с музыкой венских классиков предусматривается только в венские классики список классе. Здесь в контексте темы «Музыкальная жизнь России» предлагаются в качестве репертуара для слушания следующие произведения: На наш взгляд, данная программа ограничивается достаточно узким кругом произведений венских классиков в начальной школе. Учитывая тот факт, что изучение стиля Венской классической школы в шестом классе основывается на предшествующем слуховом опыте детей, мы считаем необходимым дополнить список произведений композиторов данного направления, включив в него наиболее яркие и доступные для восприятия детей венские классики список возраста классические образцы. Гайдна 1-ая часть«Весенняя» Тема «Музыка о доме» — симфония «Часы» Тема «Детские игры, танцы» — «Марш», «Контрданс», «Походная песня» Сикорской ; «Менуэт» Тема «Сказка в музыке» - «Ария Папагено», «Дуэт Папагено и Папагены», «Ария Царицы ночи». Венские классики список класс Тема «Музыка выразительная» — «Весело. Бетховен, «Увертюра» из оперы «Свадьба Фигаро» Тема «Кто исполняет музыку» - «Мелодия» Бетховена бас«Хор мальчиков» из оперы «Волшебная флейта», а также «Ария Графини» и «Ария Фигаро» из «Свадьбы Фигаро» III класс Тема «Малые формы инструментальной и вокальной музыки» — «К Элизе» Бетховена, «Вариации на тему французской песни» Тема «Симфоническая музыка» — «Прощальная симфония» Гайдна финал«Детская симфония» венские классики список же автора 1-ая часть. Тема «Опера, оперные голоса» — фрагменты из опер Моцарта «Волшебная флейта» венские классики список «Свадьба Фигаро». Тема «Использование русской народной песни в творчестве композиторов» - «Вариации на русскую тему» Таким образом, в ходе грамотно организованных музыкальных занятий у учащихся к VI классу должен накопиться достаточный слуховой опыт, на который можно опереться в развитии чувства стиля и теоретическом осмыслении этого явления. Заключительным этапом педагогического проектирования темы четверти «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» явилось создание тематического поурочного планакоторый определил логику изучения темы предметного содержания каждого из уроков: Тема Репертуар План урока 11. Музыка эпохи Просвещения Слушание: 1. Григорианский хорал фрагмент Маленькая ночная серенада фрагмент Вокально-хоровая работа: Синявского «Старый добрый клавесин» 1. Актуализация знаний детей о культуре Античности, средневековья; слушание фрагмента григорианского хорала 2. Знакомство с основными особенностями венские классики список эпохи Просвещения, идеями просветителей. Слушание фрагмента Реквиема Моцарта, сравнение его эмоционального строя с григорианским хоралом. Беседа о жанрах бытовой музыки эпохи Просвещения. Слушание фрагмента Маленькой ночной серенады Введение понятия «Венская классическая школа» 6. Вокально-хоровая работа 2 2. Жанр симфонии в творчестве венских классиков Слушание: Синявского «Старый добрый клавесин» 1. Повторение материала прошлого урока. Беседа об особенностях венские классики список эпохи Просвещения и отражении ее основных идей в концепции симфонического цикла. Актуализация знаний венские классики список о жанре симфонии. Гайдна слушание и анализ 33. Сонатная форма Слушание: Бетховен «Сурок» Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала актуализация знаний о жанре сонаты; рассказ о личности Бетховена, основных темах его творчества. Комическая опера в творчестве Моцарта Слушание: Увертюра экспозицияКаватина Фигаро 1 д. Ария Фигаро из 1 действия рефрен Актуализация знаний о жанре оперы. Беседа об отражении основных идей эпохи Просвещения в жанре комической оперы. Подготовка к восприятию нового материала рассказ о личности Моцарта, основных темах его творчества. Знакомство учащихся с оперой «Свадьба Фигаро» слушание и анализ фрагментов Вокально-хоровая работа. Обобщение по теме «Венская классическая школа» УРОК ПЕРВЫЙ. МУЗЫКА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ Ход урока. Мы с вами часто говорили о том, что музыка всегда сопутствовала человеку. Но в истории человечества, как и в жизни отдельно взятого человека, существуют определённые периоды, или эпохи. И каждая из них имеет свои особенности. На уроках истории вы уже познакомились с такими великими эпохами, как Венские классики список, Средневековье, Возрождение. А откуда современный человек может узнать о том, что происходило много лет назад? Какие вы знаете источники, рассказывающие нам об ушедших эпохах. Вещи и предметы, найденные при археологических раскопках. Костюмы, которые можно увидеть в музеях. О том, что люди переживали, чувствовали. Слушая музыку какого-либо исторического периода, мы можем «заглянуть» во внутренний мир людей другой эпохи, узнать, что их волновало, как воспринимали они окружающий мир, себя в этом мире. Так венские классики список Античности воспела красоту, гармонию, величие человека. А гимном Афинского государства стали слова из трагедии Софокла: В мире много сил великих, Но сильнее человека Нет в природе ничего. Таким видели предназначение человека в эпоху Венские классики список. А что было характерно для эпохи Средневековья? Нельзя было возражать тому, что говорили в церкви. Были страшные болезни, которые унесли жизни многих людей. Страшно было жить в такое время. Венские классики список средние века народы Европы жили в вечном страхе из-за непрерывных войн, из-за угрозы наказания со стороны церкви. Казалось, исчезла даже память венские классики список цветущей культуре Античности. На всё «мирское» церковь наложила строжайший запрет. Ребята, сейчас прозвучит фрагмент музыкального произведения. Венские классики список его и постарайтесь определить, в какую эпоху венские классики список мог быть создан. Эта музыка словно существует отстранённо от человека, его внутреннего мира, его переживаний. А сейчас мы послушаем ещё один музыкальный фрагмент. Здесь чувствуется скорбь, печаль. Но произведение, фрагмент которого сейчас прозвучал, было написано в XVIII веке великим австрийским композитором В XVIII веке человечеством были заново переосмыслены идеалы Античности. Передовые люди того времени — просветители выступали за просвещение человека, за стремление венские классики список идеальному, разумному, гармоничному. Эпоха Просвещения требовала правдивого отражения жизни в искусстве, человека и мира, который его окружает. Это нашло венские классики список даже в духовной музыке, т. Может кто-нибудь знает, как называется музыкальное произведение, фрагмент которого мы сейчас слушали? Так случилось, что «Реквием» оказался последним произведением Моцарта. Это хоровое произведение траурного характера, исполнявшееся в церкви в память умершего. Заказ на это произведение был обставлен весьма таинственно: человек, не назвавший своего имени, заказал композитору реквием-музыку к заупокойной церковной службе. Моцарт воспринял таинственное появление «человека в чёрном» как предвестие смерти и не мог отделаться от мысли, что пишет «Реквием» для собственных похорон. И действительно, он умер, так и не успев закончить это сочинение. Впоследствии выяснилось, что таинственный заказчик просто намеревался выдать сочинение Моцарта за своё собственное. Итак, в эпоху Просвещения музыка, где бы она ни звучала, всегда обращалась к человеку, его чувствам, переживаниям, к тому, что с ним происходило в жизни, что его окружало. Не случайно в эту эпоху активно развивающиеся жанры светской музыки, т. Сейчас мы послушаем ещё одно произведение Моцарта. Постарайтесь определить его общий характер, настроение. Или просто на улице. В крупных городах едва ли венские классики список на каждом шагу можно было встретить группы музицирующих людей. Но одним из самых музыкальных городов Европы XVIII века была Вена. Этот город недаром называли «весёлой Веной». Музыка звучала там повсюду: втеатра, концертных залах, на улицах и площадях. И даже такие серьёзные композиторы, создающие крупные монументальные произведения, как Ребята, а ведь мы уже знакомились с образцами такой музыки. Ребята, эти великие композиторы жили в одно время 2-я половина XVIII — начало XIX века и всех их объединяет Вена — город, в котором каждый из них прожил очень важную часть своей жизни. Гайдн, Моцарт и Бетховен писали музыку в одних и тех же жанрах, для одних и тех же инструментов. Поэтому творчество этих композиторов объединяется понятием венская классическая школа. Жители Вены очень любили музицировать. Одним из самых популярных инструментов в то время был клавесин, один венские классики список прародителей современного фортепиано. Он отличался характерным, как бы венские классики список звуком, что объяснялось конструкцией инструмента. Нажатие клавиши приводило в движение рычаг, заканчивавшийся штифтиком или пёрышком, которое извлекало звук из струны. К сожалению, в наше время клавесин — венские классики список экспонат, но звучание этого инструмента можно воспроизвести на всем вам известном синтезаторе. Сейчас я вам исполню песню, которая так и называется «Старый добрый клавесин». Музыку написал венский классик Гайдн, а слова — современный поэт Мы слушали григорианский хорал, музыку Моцарта и Бетховена, пели песню Гайдна, композиторов венской школы. Как мы венские классики список ответим на поставленный вопрос? О их жизни, чувствах, переживаниях. На этом наш урок окончен. ЖАНР СИМФОНИИ В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕНСКИХ КЛАССИКОВ Ход урока. На прошлом уроке мы с вами говорили о творчестве композиторов-классиков второй половины XVIII — начала XIX века, которые жили в Вене. Как правильно венские классики список называлась? Венские классики писали музыку венские классики список жанров. Вспомните, какую музыку мы с вами слушали в прошлый раз. Каково было её назначение? Давайте вспомним, как она называется и кто её автор. Ведь композиторы в эпоху Просвещения считали, что музыка должна отражать все стороны жизни человека, его мысли, настроения, состояния души. Человек проявляет себя в этом мире и венские классики список творец, деятель, и как философ, анализирующий свои поступки, свою деятельность. Важной стороной жизни человека является его досуг, игры, развлечения. И, наконец, ещё одной стороной жизни человека является его общественная жизнь, ощущение себя частью человеческого общества. Давайте попробуем отразить эти четыре стороны жизни человека в схеме рисует на доске : Человек Действующий Человек размышляющий Человек играющий Человек Общественный Венские классики список. И каждая часть будет раскрывать одну из сторон жизни человека, сущности его бытия. В творчестве венских классиков жанром, способным вместить в себя такое содержание, стала симфония. Ребята, а какой инструмент исполняет симфонию? Симфонии композиторы пишут для оркестра. Симфонию исполняет симфонический оркестр, так как всю венские классики список чувств и состояний человека легче передать разными инструментами и разными их составами. Сегодня мы познакомимся с образцом классической симфонии. Вспомните, что обозначает слово «классический»? Симфония прошла длительный путь развития и лишь во второй половине XVIII века в творчестве венских классиков она приобрела свой законченный, «образцовый» вид. И классическое четырёхчастное строение симфонии стало нормой для композиторов, обращающихся к данному жанру и венские классики список, уже в другие эпохи. Более 30-ти лет находился Гайдн на службе у князей Эстергази. И хотя он не был свободным венские классики список и полностью зависел от княжеской прихоти, Гайдн обладал выдержкой и терпением, был необычайно трудолюбив и сохранял оптимистическое мироощущение. Гайдн одарил человечество музыкой ясной, светлой, мудрой и необычайно доброй. Ибо Гайдн был добр, и венские классики список являлась не только врождённым его свойством, доброта и добро были целью его как художника. «Всё моё честолюбие направлено на то, чтобы мир видел во венские классики списоктаком, каков венские классики список есть, человека добросердечного», - говорил композитор. Венские классики список и является музыка его 103-ей симфонии. Сейчас вы услышите фрагмент 1-ой части этой симфонии. Давайте попробуем вместе найти истину. Скажите, а что является воплощением музыкального образа в музыке? В симфониях Гайдна зачастую первая часть открывается вступлением. В 103-ей симфонии такое вступление есть. Венские классики список звучит сначала в низком регистре и постепенно, как бы нехотя, поднимается вверх. Звучит почти всегда одна мелодия. Мелодическая линия частично лишена сопровождения, голоса движутся в унисон. Начинается вступление с тремоло литавр, напоминающего отдалённый раскат грома. Именно поэтому 103-я симфония носит также название «С тремоло литавр». Создаётся венские классики список атмосфера, которая частично «разряжается» с появлением следующей темы. А потом более мечтательное, даже беззаботное. Но только ли настроение меняется, или появляется новая тема? Вторая венские классики список более напевная, изящная. Эти две темы как будто объединились, чтобы противостоять мрачному вступлению. Какие из трёх прозвучавших тем воплощают этот образ — образ активного, действующего человека: тема вступления, первая или венские классики список тема? А преобладающий темп был… Давайте дополним нашу схему обозначением темпа пишет на доске, а дети в тетрадях : Человек Действующий Темп - быстрый Она показывает человека размышляющего. Как вы считаете, какой темп подойдёт для выражения такого состояния в музыке? Сначала немного удивлённая, даже слышны «вздохи», а затем более светлая, праздничная, приобретает решительный характер. Изменение характера, как и в первой части, связано с появлением другой темы. Если первая тема была повествовательного характера то вторая тема, приобретая черты венские классики список, носит бодрый волевой характер. Что же позволяет нам относить обе эти темы к одной образной сфере — сфере размышления? Послушайте их ещё раз и постарайтесь уловить черты сходства в их мелодиях. В каком ладу написана первая тема? Это — человек … Давайте дополним вторую часть нашей схемы учитель пишет на доске, дети в тетрадях : Человек Размышляющий Темп — медленный Самым популярным танцем в XVIII венские классики список был менуэт, который танцевали и в аристократических кругах, и в народе. Послушайте фрагмент третьей части менуэта венские классики список, определите характер. Где могли его танцевать? Но на этот раз правы все — и те, кто услышал в нём танец, исполнявшийся во дворцах аристократической знатью, и те, кто считает, что эта музыка могла сопровождать уличное веселье простого народа. Скажите, а в каком темпе написана третья часть? Давайте заполним третью часть нашей схемы учитель пишет на доске, дети в тетрадях : Человек Играющий Темп — умеренный Послушайте основную тему финала. Теперь мы можем заполнить недостающий элемент в нашей схеме пишется на доске и в тетрадях : Человек Общественный Темп — быстрый Как ещё называют эту симфонию? Основное настроение симфонии было задано уже в первой части, а затем отдельные его аспекты рассматривались во 2-й и в 3-й частях. В 4-й части это жизнеутверждающее настроение устанавливается, подводя нас к определённому выводу: жизнь прекрасна во всех венские классики список проявлениях, во всех самых важных сферах человеческого бытия. Таким образом, все четыре части симфонии скреплены между собой единой мыслью. Четыре части симфонии — это четыре разных состояния одного человека и четыре его взгляда на мир в каждый данный момент. Но взятые вместе, они образуют его мировоззрение, его отношение к миру в целом. На этом наш урок венские классики список к концу. Сегодня мы с вами продолжим изучение творчества композиторов венской классической школы. Вспомните имена этих композиторов. На прошлом уроке мы познакомились с новым музыкальным произведением Скажите, как оно называлось? Симфония «С тремоло литавр». Ребята, скажите почему жанр симфонии занял такое важное место в творчестве венских классиков? Симфония правдиво показывала жизнь человека. В прошлый раз мы отразили в схеме четыре стороны жизни человека на доске схема. Все части этой схемы соответствуют частям классической симфонии. Четыре части объединены общим замыслом. Скажите, какой общий замысел в симфонии? Запомните, многочастное произведение, объединённое общим замыслом, называется циклом. Можно ли симфонию назвать циклом? В творчестве венских классиков важное место занимал и другой венские классики список — сонатный. Вы уже слышали о таком жанре, как соната, слушали произведения, написанные в этом жанре. Скажите, а для каких инструментов композиторы пишут сонаты? Сонаты писали практически для всех инструментов. Соната — это произведение для одного или двух инструментов. Пишутся сонаты в циклической форме, части которой, как и в симфонии, отражают разные стороны человеческой жизни. И так венские классики список, как и в симфонии, основная идея сонаты дана уже в 1-ой части. Главная идея симфонии и сонаты - излюбленных жанров эпохи Просвещения - была связана с выражением активной жизненной позиции человека. Как вы думаете, почему? Недаром эту эпоху венчает Французская революция. Когда человек борется, отстаивая свои идеалы, он наиболее активен и действен. Поэтому первая часть стала самой венские классики список в цикле. Для воплощения сложного содержания, которое она отражает, потребовалась и сложная форма, способная его воплотить. Такой формой является сонатная формаили форма сонатногоAllegro пишет на доске. Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из лучших образцов сонатной формы в творчестве великого немецкого композитора — Жизнь и творчество этого великого человека оставили неизгладимый след в сердцах многих поколений людей. Посмотрите на эту репродукцию на доске репродукция — «Бетховен на лоне природы». Человек пристально всматривается вдаль. Перед ним, как и перед каждым из нас, расстилается путь, далёкий и заманчивый, - наша жизнь. Чего только не случается на этом пути. Сколько неожиданных открытий, сколько счастливых встреч! Но бывают на этом пути и грозы, от которых некуда скрыться. Бывают моменты, когда кажется, будто земля уходит из-под ног. У каждого из нас — своя дорога. Но, так уж устроена жизнь, иногда эта дорога внезапно вздыбится, метнётся в сторону, круто оборвётся. На таких жизненных поворотах и проверяется человек: чего он стоит. Вот перед вами портрет Бетховена на доске репродукция «Л. Приглядитесь внимательно к этому человеку. Кажется, невысок ростом, но какая сила чувствуется в нём. Волосы, тучей нависающие над лицом, придают облику музыканта нечто демоническое. И правда,темперамент у него неистовый. Он проявляется в жестах, в походке, в манере говорить. Но не стоит доверять первому впечатлению. Не думайте, что Бетховен весь во власти страстей. Иначе вы ничего не поймёте ни в нём, ни в его искусстве. Потому что все венские классики список страсти подчинены разуму, твёрдой воле. Он отлично владеет своими чувствами, он переплавляет их в звуки, отливает в стройные формы своих произведений. Во всём его облике венские классики список что-то крепкое, надёжное. Он знает: всё, чего он достиг в жизни, сделано его руками, его настойчивостью, его волей, его талантом. Недаром одному из своих великосветских покровителей, князю Лихновскому, Бетховен сказал: «Князей было и будет много, а Бетховен — один». Жизненный путь Бетховена венские классики список не был лёгким. С 12-ти лет мальчик был вынужден венские классики список, а вскоре все заботы о семье целиком легли на его плечи. Позже, в Вене, когда Бетховен стал известным и многими любимым композитором исполнителем, новая беда настигла его. Самая страшная для музыканта — он начал терять слух, надвигалась глухота. Но разве мог такой человек покориться судьбе? И результаты венские классики список борьбы великого композитора и человека запечатлелись в его творениях. Заглавие этой сонаты принадлежит самому композитору. «pathos» — «пафос» означает «с приподнятым, возвышенным настроением». Соната была создана в 1798 году 28-летним композитором. Пока Бетховен венские классики список здоровый молодой человек. Правда, уже обнаруживаются первые признаки беды — глухота даёт о себе знать. И в этой музыке мы услышим того самого Бетховена, что будучи поражённым тяжёлым недугом, найдёт в себе силы, чтобы не утерять ни вкуса к жизни, ни желания жить и творить. В первой части «Патетической» сонаты выражен конфликт между судьбой и человеком. Ребята, а в какой форме пишется первая часть сонаты? Именно эта форма как нельзя лучше отражает конфликт, противоборство двух сторон. Как и многие другие произведения Бетховена, эта соната открывается медленным вступлением. То мрачный и торжественный, то жалобный и молящий. В нём слышны и человеческая мольба, и неумолимо грозный ответ судьбы. Давайте вместе разберёмся, какими средствами композитор создаёт такой образ. Мрачно и вместе с тем торжественно звучат тяжёлые аккорды. Из нижнего регистра звуковая венские классики список постепенно движется вверх. Всё настойчивее звучат грозные вопросы, которым отвечает нежная, венские классики список, с оттенком мольбы мелодия на фоне спокойных аккордов. За темой вступления появляются главные «герои» — музыкальные темы, взаимодействие и столкновение которых впоследствии создаёт впечатление активного противоборства, действования. А какие средства венские классики список использует композитор для создания такого образа? Движение мелодии волнообразное — то взлетает вверх, то спадает. Ребята, мы говорили о том, что первая часть сонаты показывает человека действенного, борющегося. Поэтому эта активная, действенная тема становится основной — главной. Эту тему так и называют — главная партия учитель записывает на доске, дети в тетрадях. А сейчас послушайте следующую тему. А называется эта тема — побочная партия учитель записывает на доске, дети в тетради. Побочная партия напоминает о другой стороне сущности человека, дополняя целостный образ, отражая его сложный внутренний мир. Так разноречивые мысли и чувства непрерывно сменяют друг друга, противоборствуют. Возникает правдивая картина душевного мира человека во всей его многозначности. Теперь, когда композитор познакомил нас с основными образами сонатного Allegro, необходимо какое-то заключение, в роли которого выступает заключительная партия записывается на доске и в тетрадях. Послушайте её и охарактеризуйте. Послушайте её ещё раз и скажите: «А нет ли здесь уже знакомого нам музыкального материала? В конце заключительной неожиданно появляется тема главной партии. Появление темы главной партии как вершины в развитии заключительной, позволяет сделать вывод о её ведущей роли среди всех прозвучавших тем. Ребята, мы послушали первый раздел сонатной формы, в котором композитор знакомит слушателей с главными образами, «героями» музыкального действия - темами первой части сонаты. Этот раздел сонатной формы называется экспозициячто означает показ, представление записывается на доске и в тетрадях. Итак, какие основные темы экспозиции мы послушали? Эти основные образы получают дальнейшее развитие в следующем разделе сонатной формы — разработке записывается венские классики список доске и в тетрадях. Венские классики список в этом разделе мы можем проследить взаимодействие, взаимовлияние основных музыкальных образов друг на друга, что может привести к их изменению в результате развития. Ребята, сейчас мы будем слушать целиком два раздела сонатной формы — экспозицию и разработку. Вам предстоит, послушав ещё раз основные темы в экспозиции, определить, каким образом они взаимодействуют в разработке. Разработка начинается с темы вступления. Несколько раз звучит её аккордовый мотив, а затем мы слышим развитие главной темы, которое опять же сочетается с «молящими» мелодическими оборотами темы вступления. Однако, почему тема вступления звучит в разработке и получает развитие, не стала ли она центральным образом? Тема главной партии всегда на первом плане. И результаты борьбы, активного развития темы главной партии в разработке найдут выражение в следующем разделе сонатной формы — репризе. Реприза записывается на доске и в венские классики список — от франц. «reprise», что значит «повторение». Следовательно, в этом разделе формы венские классики список повторение уже известноготематизма. Однако, после столь активного развития в разработке, останутся ли основные темы неизменными, точно такими же, какими они были до столкновения и борьбы? Сначала проходят все основные темы — главная, побочная и заключительная партии. Изменилось ли что-нибудь в ихзвучании? Тема главной партии расширилась, зазвучала еще более настойчиво и убедительно. Она словно захватывает огромное звуковое пространство, что еще раз подчёркивает её ведущую роль в нашей музыкальной драме. И уже перед самым окончанием первой части вновь появляется тема вступления. Послушайте, как она звучит на этот раз. Тема «потеряла» свой первый «грозный» аккорд. Теперь в венские классики список нет первого аккорда и начинается она на слабом времени: осталась только тревога и отчаяние. А в ответ ей звучит уже не «мольба», а волевая и энергичная, ещё более стремительная, главная партия. Воля, энергия, мужество победили. Получается, что в результате развития все темы подчиняются образной сфере?. Ребята,мы познакомились с вами с еще одной музыкальной формой. На этом наш урок закончен. КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА В ТВОРЧЕСТВЕ МОЦАРТА Ход урока. Сегодня мы продолжим изучение творчества композиторов венской классической школы. На прошлых уроках мы пели песню «Старый добрый клавесин» и слушали 103-ю симфонию Изучали строение сонатной формы и слушали 1 часть «Патетической» сонаты Сегодняшний урок будет посвящён творчеству великого австрийского композитора — Моцарта на доске висит портрет Моцарта. Имя Моцарта стало синонимом самой музыкальной стихии. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своём роде результаты. Моцарт, прожив всего 36 лет, успел создать за это время очень много произведений: около 50-ти симфоний, 19 опер, сонаты, «Реквием» и другие произведения различных жанров. Но особое внимание Моцарт уделял опере. Ребята, вы, конечно, знакомы с этим венские классики список музыкально-театрального искусства, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки. Венские классики список какие оперы вы уже знаете? Опера привлекала композитора возможностью показа взаимоотношений людей, их чувств и стремлений. Именно к внутреннему миру личности, его сложности и многогранности обращается Моцарт в своих произведениях. И не случайно лучшие оперы эпохи Просвещения принадлежат именно Моцарту. Первую свою оперу «Мнимая простушка» композитор написал, когда ему было всего 12 лет. К этому времени чудо-ребёнком как тогда называли Моцарта восторгались чуть ли не во всех столицах Европы. Биографы композитора наперебой рассказывают о музыкальных чудесах, творимых Вольфгангом в самом раннем детстве. Вот четырёхлетний мальчик сочиняет и сам пытается записать концерт для клавесина, и его отец, видный музыкант Леопольд Моцарт, с удивлением различает сквозь детские каракули и кляксы контуры красивой, стройной мелодии, вот Вольфганг со своей старшей сестрой Наннерль на доске репродукция «Леопольд Моцарт со своими детьми» выступает при дворе в Вене и Париже, удивляя виртуозностью, поразительной музыкальной памятью, даром импровизации присутствующую публику. Вот он в Болонье 14-летним мальчиком получает звание академика музыки. И вот уже опера Моцарта-подростка ставится на сцене всемирно прославленного миланского оперного театра… Позже, на протяжении своей короткой жизни Моцарт «освоил» все современные ему оперные жанры. Но самые выдающиеся оперные партитуры композитора связаны с жанром комической оперыили оперы «buffa» записывается на доске и в тетрадях. Ведь это был единственный жанр эпохи Просвещения, эстетика которого предполагала обращение к бытовой тематике, т. Вспомните, какие задачи были поставлены перед искусством в эпоху Просвещения? Обладая чувствами реальных людей, герои комической оперы не могли пребывать в одном, неизменном состоянии: они чутко реагировали на все происходящие события, что влекло к изменению состояния их внутреннего мира. Сама возможность венские классики список настоящего, «живого» человека во всех его проявлениях и привлекала Моцарта в венские классики список опере. Ребята, сегодня мы познакомимся с героем едва ли не самой популярной оперы Моцарта - «Свадьбы Фигаро». Кто же он, Фигаро, чьё имя фигурирует в названии оперы? Этот образ очерчен Моцартом с большой любовью и симпатией. Ведь сюжет комедии был особенно близок Моцарту, которому пришлось самому испытать всю тяжесть бесправной зависимости от прихотей аристократа. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта в его родном городе Зальцбурге невыносимым. Моцарт был человеком нового времени, века Просвещения. И он был готов отстаивать свою свободу и человеческое достоинство. Вопреки воле отца, Моцарт, постоянно оскорбляемый архиепископом, венские классики список со службы и стал свободным художником. В XVIII веке все музыканты были обыкновенно на должностях, как Гайдн у Эстергази; Моцарт же первым из крупнейших музыкантов порвал с этим обыкновением и стал свободным художником, как потом Бетховен. Впереди была жизнь в Вене, свобода и нищета. Но таково было решение свободного Человека, Человека нового времени. Не случайно возможность показать в опере превосходство простого человека над богатым и знатным вельможей оказалась для Моцарта столь привлекательной. Опера «Свадьба Венские классики список была написана в 1786 году по комедии французского писателя Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»: В доме графа Альмавивы готовится свадьба двух слуг — Фигаро и Сюзанны. Но графу самому нравится Сюзанна, и он всячески пытается всячески отсрочить свадьбу. Ум, находчивость и ловкость Фигаро ломают все преграды. День, полный тревог, заканчивается весёлой свадьбой. Ребята, с венские классики список обычно начинается опера? Какие из них вы помните? Увертюра к «Волшебной флейте» Моцарта. А что означает это французское слово? «Увертюра» происходит от французского слова «ouvrir», что значит «открывать». Так увертюра, открывая оперу, должна настроить слушателя на восприятие всего спектакля. Скажите, какое общее настроение, характер передан в ней. Увертюра к «Свадьбе Фигаро» передаёт общее праздничное настроение, тревогу и суматоху «безумного дня», а ее отдельные темы напоминают нам характер главных героев. Образы главных действующих лиц раскрываются венские классики список протяжении всей оперы. Главный герой Фигаро баритон показан в опере очень многогранно. Арии Фигаро и венские классики список, в которых он принимает участие, раскрывают различные стороны его характера: находчивость, лукавство, остроумие. Первый сольный номер Фигаро — его каватина из первого действия. Каватина — это небольшая оперная ария. Фигаро только что узнал от своей невесты Сюзанны о том, что граф сам не прочь поухаживать за ней. Узнать как реагирует Фигаро на это известие мы можем, послушав этот музыкальный номер. Итак, звучит венские классики список каватины Фигаро. Но какая характеристика дана графу устами слуги? Давайте ещё раз послушаем этот номер. Он будто поддразнивает графа. Слуга представляет себя в той ситуации, когда он подыгрывает танцу графа на своей «гитарочке». А черты какого танца вы уловили в прозвучавшей музыке? Такие танцы исполняли на балах. Это менуэт — один из самых любимых танцев XVIII века. Однако, в сочетании с народным наигрышем валторн, этот менуэт вызывает улыбку. Чувствуется, что Фигаро подтрунивает над своим господином. Ещё более выпукло музыкальный портрет Фигаро очерчен в его арии из 1-го действия. В этом музыкальном номере Фигаро обращается к пажу Керубино, который по приказу графа должен отправиться в полк. Послушайте фрагмент этой арии. Это легкомысленный, избалованный молодой человек. Фигаро рисует образ юного элегантного аристократа — надушенного «дамского угодника», показывая Керубино как в зеркале всю его предыдущую жизнь. Но одновременно венские классики список образно передаёт картину походной солдатской жизни, которая предстоит Керубино в скором времени. Послушайте ещё раз основную тему этой арии. В промежутках венские классики список рефренами появляются два эпизода. Сначала лёгкая, изящная музыка Исполняет фрагментпотом фанфарная исполняет фрагмент. Ребята, а ведь мы уже знакомы с формой, для которой характерно многократное возвращение одной темы — рефрена. Вспомните, эта форма называется?. Венские классики список послушаем это рондо целиком. И, конечно, не всегда он так жизнерадостен и полон отваги. Иногда и над его головой «сгущаются» тучи. Так в четвёртом действии Фигаро подозревает, что Сюзанна неравнодушна к графу, изливает свои чувства в большой арии «Мужья, откройте очи». Каков характер этой музыки? А потом венские классики список звучит даже жалобно. Он словно высказывает свою обиду. Тучи развеиваются лишь в тот момент, когда Сюзанна признаётся Фигаро в своём розыгрыше — она просто хотела позабавиться над ревнивым мужем. Итак, в зависимости от сценической ситуации в разные моменты действия Моцарт удивительно тонко демонстрирует нам разлиные стороны характера Фигаро: насмешливость и тонкую иронию, мужественную силу и чувство щемящей боли, гневного протеста. Ребята, сегодняшний урок завершает большую тему, которую мы с вами изучали на протяжении нескольких недель. Мы с вами изучали творчество композиторов венской классической школы. А какие жанры наиболее полно отразили эти идеи, были наиболее востребованы в творчестве венских классиков? А ещё мы слушали образец венские классики список музыки эпохи Просвещения. Это был фрагмент из знаменитого … Итак, в эпоху Просвещения музыка всегда была обращена к человеку, отражая все стороны его жизни, его мысли, состояния души. Эта музыка преисполнена добра и света, она призвана помочь человеку обрести духовную гармонию с миром. Своё искусство венские классики завещали людям. А сейчас мы расстаёмся с этими гениальными музыкантами эпохи Просвещения. Но я надеюсь, что теперь их музыка останется с вами на долгие годы. На этом наш урок закончен. Венские классики список материалы по теме «Венская классическая школа и становление классической сонатной формы» Франц Йозеф Гайдн 1732-1809крупнейший композитор классического направления и один из самых гармоничных художников в истории музыкального искусства. Гармоничное мироощущение музыканта опиралось на его представление о том, венские классики список «судьба отдельного человека может быть драматичной и даже трагической, но вечное течение её всегда прекрасно, т. Простой, прямой, цельный, он не стремился, подобно Глюку, отстаивать свои принципы на широкой венские классики список арене. На далёкой исторической дистанции искусство Гайдна и сама его личность художника часто представляются неким воплощением патриархального начала, великой уравновешенности и спокойствия. Рядом с Моцартом и Бетховеном он совсем как будто не выглядит бунтарём: его творчество гармонично и лишено глубокого драматизма; более 30-ти лет находился он в зависимости от князей Эстерхази, обладая выдержкой и терпением, скромно оценивая собственные возможности, был необычайно трудолюбив и сохранял оптимистическое мироощущение. К тому времени, венские классики список Гайдн приобрёл венские классики список известность, когда его творчество по достоинству оценили современники, и он стал обладателем множества почётных степеней и званий, - ему прошлось пройти долгий путь лишений, исканий и упорного труда. О музыке Йозефа Гайдна его друг и младший современник Большую часть жизни Гайдн провёл в Вене, где создал свои самые выдающиеся произведения. Его творческое наследие необычайно обширно. Он испробовал едва ли не все существовавшие тогда жанры, причём в большинстве из них создал по множеству произведений: 104 симфонии, 83 струнных венские классики список, около 200 трио для разных составов, 52 клавирные сонаты, 35 концертов для разных инструментов, более 20 оперных произведений различных жанров, 4 оратории, 47 песен для голоса с сопровождением, 14 венские классики список и множество других произведений. Гайдн- автор австрийского гимна и создатель первой оратории на светское либретто-«Времена года». Историческое значение Гайдна определено в первую очередь его новаторством в создании сонатно-симфонических форм. Симфония, венские классики список, соната - главные области его исканий и его свершений. Йозефа Гайдна часто называют «отцом» симфонии. Именно в его творчестве симфония стала ведущим жанром инструментальной музыки. Гайдн прошёл большой творческий путь, который одновременно оказался в значительной степени историей симфониивенские классики список усилиями первого крупнейшего симфониста в 80-е годы он узнаёт Моцарта и движется дальше рядом с ним, воздействуя на него и в свою очередь испытывая на себе венские классики список влияние. Около сорока лет длилась работа Гайдна над симфонией: он начал с самого начала, так сказать, от истоков симфонизма и закончил созданием многих образцов классического симфонического цикла. Симфоническая музыка Гайдна одновременно и проста, поднимаясь от земли, от жизненных образов, и возвышенна, поскольку воплощает и развивает эти образы в большой, обобщающей концепции. Эта концепция не слишком широка, но очень убедительна в своих почвенных, народно-жанровых основах и бесспорной оптимистичности. В далёкой исторической перспективе она представляется простой и скромной по общим масштабам венские классики список сравнении, например, с космическими концепциями Баха. Тем не менее, она глубоко оригинальна для венские классики список времени: она возвращает человека на землю, к естественным, почвенным началам жизни и - это особенно важно - к жизненной действенности. Вольфганг Амадей Моцарт 1756-1791. Вся жизнь Моцарта с самых венские классики список его шагов проходила в атмосфере музыки. Необычайно раннее музыкальное развитие его было феноменальным. Вместе с тем творческий рост Моцарта никогда не ослабевал. И никто не отдавал искусству так много как он. До последних часов его жизнь была полна музыкой. «Такое дарование поглощало все силы, всего человека, побуждало венские классики список к непрестанной работе, держало в вечном творческом напряжении. Вопреки воле отца, Моцарт, постоянно оскорбляемый архиепископом, ушёл со службы и стал свободным художником. Но творчество Моцарта занимает особое место в венской классической школе: в нём выделяется лирико-драматическое начало, а среди всего разнообразия венские классики список важнейшее место принадлежит опере исимфонии. Именно Моцарт венские классики список показал противоречивость венские классики список мира личности. В центре художественного мира Моцарта — человеческая личность, которую он раскрывает как лирик и одновременно как драматург, стремясь к художественному воссозданию объективной сущности человеческого характера. Моцарт воспринимает человека во всём многообразии его свободных личных чувств, во всех его жизненных проявлениях как нечто самое прекрасное в мире. Эта черта присуща и мировоззрению Гайдна. Но у Моцарта, с его острым интересом к внутреннему душевному миру человека, она становится основной чертой художественного облика. «Чем полнее раскрывается эмоциональная сущность человека, тем выше для Моцарта её поэтический смысл. Человек как прекрасное, жизнь как гармоничное начало — это художественное кредо Моцарта Моцарт не был революционером по убеждениям и не чувствовал себя таковым. Но его гуманизмего отношение к жизни и человеку по существу противостоит старому феодальному миру, сословным принципам, религиозным догмам. Среди всех крупнейших музыкантов XVIII века Моцарт более, чем кто-либо другой, связывает эпоху Просвещения с эпохой Ренессанса: таково его мировосприятие, таково его отношение к прекрасному, его всепобеждающий антропоцентризм. «Не религия, не природа стояли для Моцарта в центре всего: «В центре представлявшейся ему картины мира стояло нечто совершенно другое: человек. Особенность гуманистической концепции Моцарта, по выражению Подобную трактовку мы находим и у Это тот всепобеждающий разум, который обычно у Моцарта одерживает верх. Но эта победа … даётся нелегко. Здесь не простое утверждение веселья, … гайдновского «живи и радуйся! Творчество Моцарта имеет для XVIII века огромное синтезирующее значение: в нём с наибольшей полнотой претворилось всё новое, что было характерно тогда для прогрессивных направлений в музыкальном искусстве. Однако Моцарт не просто завершает столетие с его исканиями и достижениями, но поднимается много выше своих предшественников, проявляет себя в различных жанрах, формирует свою систему художественных образов и создаёт оригинальные творческие концепции. Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального инструментального начал. Ливанова, «в отличие от Гайдна, о Моцарте никак нельзя сказать, что он мыслил инструментально - и не идти в этом определении много дальше. Он — симфонист в опере и синтетически связан с вокальной музыкой в симфонии. Все сложившиеся образы эпохи так или иначе были им познаны, и каждая их группа представлена у него многочисленными воплощениями, но в конечном счёте Моцарт «всегда индивидуален в типическом, всегда мыслит образы в движении и во взаимоотношении с другими образами, т. У Моцарта встречается различное понимание того, что такое образ. Любая оперная ария, любая венские классики список инструментальная тема представляет музыкальный образ. Но в крупном плане Моцарт создаёт и цельный образ действующего лица, образ-характер, что становится его бесспорным достижением. В опере этот сложный образ возникает не только путём концентрации характерных черт в одной какой-либо точке драмы, но складывается и в отдельных ариях, и в соотнесении с другими образами в ансамблях, и в процессе общего музыкального развития. Условно его можно обозначить как образ высшегопорядка — особое явление оперной драматургии. Значение музыкальных образов в создании образа высшего порядка по-разному трактуется в зрелых операх Моцарта. Наиболее велика роль «портретных» арий в музыкальной концепции «Волшебной флейты», где именно из них отчётливо встают образы Тамино, Памины, Папагено, Царицы ночи, Зарастро, Моностатоса. И совершенно недостаточно одних арий для понимания характеров Фигаро и Дон Жуана: оба героя много полнее раскрываются во взаимоотношениях с другими персонажами через их реакции в развитии действия. Очень различно соотношение типического индивидуального в создании музыкальных образов в операх Моцарта. Опирается ли он на традиции buffa или seria, его образы всегда индивидуализируют типичное. Уже одно то, что он может сталкивать образы из сферы buffa и seria в пределах одного произведения, допускать их взаимодействие, придаёт им новый смысл, сообщает новые оттенки. Инструментальная музыка Моцарта во всех её жанрах также отличается яркой образностью. Моцарт сразу мыслит образы как достаточно завершённые и развёрнутые, стремится показать их с достаточной полнотой. Отсюда склонность композитора широко экспонировать темы в сонатномallegro и сохранять их целостность в вариациях. Помимо того, сам инструментальный тематизм его обычно представляет концентрацию тех средств, какие связаны с данной группой образов. Имя Моцарта стало синонимом самой музыкальной стихии. Творчество являлось для него формой бытия, и он одинаково свободно владел всеми формами и средствами как светской, так и духовной музыки, как вокальной, так инструментально-оркестровой, камерно-ансамблевой, концертной, венские классики список. Музыкальное наследие композитора огромно и многопланово: им были написаны 19 опер, среди которых «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта», мессы, Реквием, 49 симфоний, произведения культовой музыки, серенады, 21 концерт для клавира с оркестром, скрипичные концерты, сонаты, арии и песни. Во всех этих разнообразных жанрах Моцарт проявил себя как смелый реформатор, обогативший их содержание, обновивший выразительные средства искусства. Исторически к венской школе относится и Людвиг Ван Бетховен 1770-1827. Хотя его эстетические идеалы формировались в иное время и связаны с эпохой Французской революции 1789г. Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей эпохи Просвещения и свободолюбивых венские классики список Французской революции. Бетховен родился в эпоху, как нельзя лучше соответствовавшую складу венские классики список дарования, его титанической натуре. С редкой творческой силой и эмоциональной остротой Бетховен воспел величественность и напряжённость своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби Человечества. «Для такой неуёмной венские классики список, какая была у Бетховена, каждый, даже на взгляд тысячей людей обыденный факт — горючее вещество, при трении о которое вспыхивало яркое пламя творческой выразительности…». Так «будничные» явления природы окрестностей Вены воплотились в «Пасторальную» симфонию, крики наболевшей души венские классики список в всечеловеческую скорбь последних квартетов. Тяжёлый удар судьбы, в результате которого венские классики список лишается возможности слышать свою музыку, пронизывает жизнь и творчество величайшего музыканта, «чья воля не только не согнулась перед искусом самоуничтожения, но привела его творческие силы к раскрытию широчайших горизонтов духовного мира и к жизнерадостному искусству». Музыка Венские классики список, волевая и неукротимая в изображении борьбы, мужественная и сдержанная в выражении страдания и горестного раздумья, покоряет оптимистичностью и высоким венские классики список. Не случайно Бетховен вошёл в историю культуры как представитель именно венской классической школы. За более чем сорок лет творческой венские классики список Бетховена стиль его музыки менялся, углублялось содержание, совершенствовалось мастерство в развитии венские классики список образов. И в самой эстетике Бетховена происходили сложные процессы, приведшие в поздние годы к возникновению элементов романтического искусства. Однако, при всей оригинальности, смелости и новизне музыка Бетховена неразрывно связана с предшествующей культурой и с классицистским строем мысли. От первых до последних произведений музыке Бетховена неизменно присущи ясность и рациональность мышления, монументальность и стройность формы, великолепное равновесие между частями целого, которые являются характерными признаками классицизма. Полнее всего Бетховен проявил себя в рамках тех сонатно-симфонических жанров, которые были разработаны композиторами Просвещения и достигли классического уровня в творчестве Гайдна и Моцарта. Он - автор девяти симфоний, пяти фортепианных и скрипичных концертов, тридцати венские классики список сонат для фортепиано, струнных квартетов. Бетховен — последний композитор XIX века, для которого классицистскаясонатность была наиболее естественной, органичной формой мышления, последний, у которого внутренняя логика музыкальной мысли господствует над внешним, чувственно-красочным началом. Воспринимаемая как непосредственное эмоциональное излияние, музыка Бетховена на самом деле покоится на крепко спаянном логическом фундаменте. Бетховен довёл до высочайшего совершенства логику тематического и тонального развития, целостность формы и строгую архитектонику, присущие классицистской сонате и симфонии. Вместе с тем многообразие и неповторимость бетховенских образов сообщили индивидуальные особенности сонатной форме в каждом его произведении. В трактовке сонатной формы композитор достиг редчайшего образно-интонационного единства. Нередко интонационно объединены между собой не только отдельные темы в пределах одной части, но и разные части внутри цикла. Ещё один принципиально важный момент, связывающий Бетховена с классицистским строем мысли — это отразившееся в его искусстве гармоничное мироощущение. Венские классики список, строй чувств в бетховенской музыке иной, чем у его предшественников — Гайдна и Моцарта. Свойственный бетховенскому искусству заряд энергии, высокий накал чувств, напряжённая динамичность оттесняют на второй план идиллические «пасторальные» моменты. И всё же, как и у композиторов-классицистов XVIII века, чувство гармонии с миром — важнейшая черта бетховенской эстетики. Но рождается оно почти неизменно в результате титанической борьбы, предельного напряжения душевных сил, преодолевающих гигантские препятствия. Как героическое жизнеутверждение, как торжество завоёванной победы возникает у Бетховена чувство гармонии с человечеством и вселенной. Музыка Бетховена отличается прежде всего своей действенностью, трагедийной силой, грандиозными масштабами. Несомненно, самые выдающиеся бетховенские произведения относятся к искусству героико-драматического плана. Основные черты его венские классики список наиболее рельефно воплощены в произведениях, отражающих тему борьбы и победы, воспевающих общечеловеческое начало жизни, стремление к свободе. «Героическая», Пятая и Девятая симфонии, увертюры «Кориолан», «Эгмонт», «Леонора», «Патетическая» соната и «Аппассионата» - именно этот круг произведений завоевал Бетховену широчайшее мировое признание. Героическое начало в творчестве Бетховена — качественно новое по сравнению с Гайдном и Моцартом. Бетховенское представление о прекрасном требовало подчёркнутой обнажённости чувств. Он искал иные интонации — динамичные и беспокойные, резкие и упорные. Звучание его музыки стало насыщенным, плотным, драматически контрастным; его темы приобрели небывалую дотоле лаконичность, суровую простоту. Однако, в его искусстве есть и другие фундаментально важные стороны, вне которых восприятие его будет односторонним, узким, и потому искажённым. Венские классики список прежде всего это глубина и сложность заложенного в нём интеллектуального начала. Так психология нового человека, освобождённого от феодальных пут, раскрыта у Бетховена не только в конфликтно-трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохновенной мысли. Его герой не только борец, но и мыслитель; наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. У Бетховена прославление реальной жизни в её многогранных аспектах переплетается с идеей космического величия мироздания. Моменты вдохновенного созерцания соседствуют в его музыке с героико-трагическими образами, своеобразно освещая их. Через призму возвышенного и глубокого интеллекта преломляется в музыке Бетховена жизнь во всём её многообразии — кипение страсти и отрешённая мечтательность, драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и сцены быта. Искусство Бетховена проникнуто той верой, упоением радостью жизни, которые пришли к концу в музыке с наступлением «романтического века». Завершая эпоху музыкального классицизма, Бетховен одновременно открывал дорогу грядущему веку. Его музыка возвышается над всем, что было создано его современниками и следующим за ними поколением, перекликаясь подчас с исканиями гораздо более позднего времени. Список литературы Абдуллин Теория и практика музыкального обучения в общеобразова тельной школе: Пособие для учителя. Часть 2,книга 1- 2-е издание. Настольная книга школьного учителя - музыканта. Людвиг ван Бетховен : очерк жизни и творчества. Венские классики список преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие. Великие музыканты Западной Европы: Мировая художественная культура: учебное пособие. История зарубежной музыки, выпуск З-ий. Западноевропейская музыка XVII-XVIII веков в ряду искусств: исследование. История западноевропейской музыки до 1789года: учебник. Книга 2-ая: От Баха к Моцарту. Серьезная музыка в школе. Данная разработка состоит из 3 уроков по 40 мин, а также:Пояснительная записка к разработке. План - карта обучающего. Презентация к разработке - "Раны". По окончанию изучения темы учащиеся долж. Методическое пособие предназначено для венские классики список художественных школ и школ искусств, для детей обучающихся в учреждениях дополнительного образования по направлению "Изобразительное искусство", педагог. Методическая разработка к уроку будет полезна преподавателям в подготовке к уроку по данной теме. Также к ней предлагаеncz презентация выполненная в офисной программе Power Point, что позволит провест. Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами"в разработке показано применение Цикла Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО. Эта разработка предназначена для организации и проведении открытого урока по предмету "практическое конструирование и технология одежды" для ДШИ или урока "технология"расчитан на возраст 8-10 летПомог. План-конспект открытого урока по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» тему «Воинские звания и военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации». Контрольные работы за I полугодие по предмету "Информатика и ИКТ" для 8-го венские классики список по разделам "Информация информационные процессы" и "Компьютер как универсальное устройство для обработки информации". Разработка практического заняти работы с программой MS Power Point. Фал презентации содержит тест к уроку, а также теоретическй материал по теме.



copyright © moskvapropiska.ru